Зпр у детей симптомы лечение медикаментозное
Задержка психического развития – патологическое состояние, которое встречается в детском (дошкольном и школьном возрасте). Согласно данным статистики, признаки ЗПР у младших школьников негативно отражаются на успеваемости около 80% учащихся.
Эта статья расскажет о том, что собой представляет задержка психического развития у детей, почему вдруг возникает такая патология, какие зпр у детей симптомы лечение, существуют ли неблагоприятные последствия у ЗПР, как лечить патологию и проводить профилактические мероприятия?
Содержание
- 1 Что представляет собой задержка психического развития у ребёнка
- 2 Почему не все дети развиваются соответственно нормам
- 3 Менее распространенные причины
- 4 Разновидности задержек психического развития в детском возрасте
- 5 Отличия ЗПР от умственной отсталости
- 6 Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка
- 7 Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР
- 8 Осложнения и последствия при задержках психического развития
- 9 Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте
- 10 Как проводить профилактику проблем психического развития
- 11 Причины ЗПР
- 12 Виды задержки психического развития
- 13 Симптомы ЗПР
- 14 Отличия от умственной отсталости
- 15 Лечение задержки психического развития у детей
- 16 Почему у детей возникает ЗПР и можно ли устранить эту проблему?
- 17 Как проявляется ЗПР?
- 18 Как вылечить отставание в развитии?
- 19 Станет ли ребенок «таким, как все»?
- 20 Что представляет собой задержка психического развития у ребёнка
- 21 Почему не все дети развиваются соответственно нормам
- 22 Менее распространенные причины
- 23 Разновидности задержек психического развития в детском возрасте
- 24 Отличия ЗПР от умственной отсталости
- 25 Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка
- 26 Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР
- 27 Осложнения и последствия при задержках психического развития
- 28 Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте
- 29 Как проводить профилактику проблем психического развития
- 30 Основные признаки ЗПР у детей
- 31 Причины ЗПР
- 32 ЗПР у детей: лечение
Что представляет собой задержка психического развития у ребёнка
Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, при которой развитие малыша не соответствует установленным медицинским параметрам и нормам, находясь на более низком уровне. ЗПР становится причиной нарушения некоторых когнитивных функций детского организма. Например, страдают такие аспекты личности, как эмоциональная и мыслительная сфера, память и внимание.
Почему не все дети развиваются соответственно нормам
Задержка психического развития у детей может проявить себя по нескольким причинам.
Генетическая предрасположенность. Если посмотреть, например, на детей, страдающих синдромом Дауна, то они всегда развиваются медленнее своих сверстников. Проявление этой патологии может быть разным (как лёгкая степень отставания в развитии, так и более серьёзное состояние – умственная отсталость). Существуют и другие типы хромосомных нарушений, сильно влияющих на становление интеллекта в детском возрасте и приобретение ребёнком новых навыков и умений.
Расстройства личности, связанные с аутизмом. Дети-аутисты испытывают большие сложности в общении со своими сверстниками. Происходит это из-за нарушенного восприятия мира. В зависимости от того, какую форму приобретает аутизм (лёгкую или тяжёлую) взаимодействие малыша с социумом либо сильно ограничивается, либо вообще становится невозможным. Природа детского аутизма до сих пор вызывает споры у многих специалистов. Никто из научных деятелей не может однозначно ответить, принадлежит ли аутизм к генетическим патологиям, или же он является психической болезнью.
Родовая травма. Если дитя во время своего внутриутробного развития испытывает состояние гипоксии (хроническая или острая нехватка кислорода), то это негативно отражается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет возникают проблемы с нормальным психическим развитием у малыша дошкольного и младшего школьного возраста.
Воздействие на организм беременной женщины неблагоприятных факторов становится причиной появления ЗПР у ребёнка. Если в период внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие медикаменты, трудиться в условиях вредного производства, употребляет спиртное, наркотики, курит сигареты, или переносит инфекционную болезнь – это не лучшим образом отражается на психическом развитии её будущего малыша.
Психические травмы. Если в раннем детстве ребёнок переносит сильное эмоциональное потрясение, его интеллектуальное развитие может сильно замедлиться или даже «откатиться» далеко назад.
Менее распространенные причины
Соматические болезни. Их влияние на интеллектуальное и психическое здоровье малыша может быть прямым и опосредованным. Если дитя с детства много болеет и постоянно пребывает в больничной палате – это обязательно отразиться на состоянии его психики, навыках и мышлении.
Неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи. Чтобы дошкольник (школьник) развивался нормально и в соответствии с медицинскими нормами, его нужно окружить атмосферой любви и заботы. Родители должны проявлять много внимания к маленькому обитателю дома. Если же семья, в которой растёт ребёнок, испытывает серьёзные трудности (например, нехватка денег, тяжёлая болезнь кого-то из родителей, отсутствие хорошего жилья, наличие насилия в любом виде (физического либо психологического), наркомания либо алкоголизм у родителей) – это, несомненно, отражается на психическом развитии маленького человека. Если у ребёнка нет врождённых отклонений на психическом уровне, то проживание в неблагополучной семье провоцирует их появление.
Нарушены сенсорные функции в организме ребёнка. Плохая работа органов слуха и зрения мешают малышу познавать окружающий мир. Если устранить проблему глухоты или слепоты не получается, то плохая ситуация с психическим развитием только усугубляется. Ребёнку не хватает имеющихся средств для полноценного взаимодействия и общения с окружающими людьми, поэтому его психическое развитие замедляется.
Педагогическая запущенность. Правильное и соответствующее нормам психическое развитие детей во многом зависит от того, занимаются ли с ними родители, помогают ли познавать окружающий мир и открывать в нём что-то новое, способствуют ли их полноценному и разностороннему развитию и верному воспитанию.
По статистике, лишь 20% родителей читают с ребенком развивающие книжки! А ведь это — залог будущего ребенка!
Современные тенденции показывают, что всё больше детей страдают нарушениями психического развития именно из-за педагогической запущенности. Молодые родители слишком увлечены компьютерными играми, а времени на развитие малыша у них не остаётся.
По сути, все причины отклонений психического развития ребёнка от медицинских норм разделяются на:
- биологические (патологические состояния, которые развиваются в период внутриутробного развития крохи);
- социальные (связанные с условиями жизни ребёнка).
Факторы, приводящие к задержкам психического развития у детей, в конечном итоге влияют на классификацию патологии.
Разновидности задержек психического развития в детском возрасте
Конституционная | Главная причина появления конституционных задержек психического развития – генетическая предрасположенность, заболевания наследственного характера. У детей наблюдаются такие признаки, как частые смены настроений, неустойчивые привязанности к чему-либо, патологическая и не всегда уместная непосредственность, наличие поверхностных эмоций, стремление к участию в детских играх в зрелом возрасте. |
Психогенная | Причинами проявления данного вида патологии являются социальные и психологические факторы. К ним относят неблагоприятные условия проживания, отсутствие достойных условий быта, недостаток внимания со стороны родителей, допускаемые взрослыми серьёзные промахи и ошибки в воспитании, недостаточное количество родительской любви, серьёзные отклонения в духовном развитии. Во всех названных случаях удар приходится на интеллектуальную сферу личности. Ребёнок страдает от эмоциональной нестабильности, психозов и неврозов. Более глубоким следствием всего этого становится психологическая незрелость уже взрослого человека. |
Соматогенная | Негативные проявления в психическом развитии ребёнка возникают вследствие нарушения функций головного мозга. Их, в свою очередь, порождают инфекционные болезни, перенесённые матерью во время беременности, и их последствия. Такой вид патологии развивается на фоне дистрофий разного уровня тяжести, заболеваний сердечно-сосудистой системы, перенесённых операционных вмешательств, аллергий (протекающих в тяжёлой форме). К последствиям соматогенной ЗПР относятся: капризы без причины; повышенная нервозность; |
Церебрально-органическая | Появлению такого типа патологий способствуют отклонения в развитии малыша ещё на этапе внутриутробного развития. Если беременная женщина злоупотребляет токсическими веществами, наркотиками, табаком и алкоголем, то риски развития церебрально-органической ЗПР у малыша возрастают. Появлению такой патологии способствуют также родовые травмы. Одновременно с психической незрелостью ребёнок с такой патологией часто страдает от личностной нестабильности и психической неустойчивости. |
Отличия ЗПР от умственной отсталости
Проявление задержек психического развития продолжается обычно до завершения младшего школьного возраста (3-4 класс школы). Если симптомы патологии наблюдаются в старшем возрасте, врачи говорят уже об умственной отсталости. Обе патологии отличаются друг от друга следующими аспектами:
- умственная отсталость вызывает необратимые изменения в интеллектуальной и психической сферах личности, а при ЗПР недоразвитие этих сфер можно скорректировать специальными методиками;
- дети, страдающие задержками психического развития, умеют использовать ту помощь, которую дают им взрослые, и впоследствии применяют полученный опыт при выполнении новых заданий (при умственной отсталости ребёнок такого сделать не сможет);
- у детей с зпр всегда есть желание понять прочитанную информацию, а у крошек с умственной отсталостью оно отсутствует.
Если ребёнку поставлен диагноз «задержка психического развития», отчаиваться не стоит. Сегодня в педагогике и психологии есть много методик для коррекции и устранения детских задержек психического развития задержек.
Получение комплексной помощи позволяет особенным детям и их родителям совместно преодолеть трудный период развития.
Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка
Задержку психического развития у ребёнка нельзя диагностировать в домашних условиях. Точно определить патологию может лишь опытный врач. Однако есть некоторые особенности, по которым внимательные родители смогут понять, что у их ребёнка – задержка психического развития.
- Ребёнку сложно даётся социализация, он не может полноценно общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними.
- Дошкольник испытывает трудности в усвоении учебного материала, не может долго удерживать своё внимание на каком-то одном занятии, не концентрируется на объяснениях учителя и постоянно отвлекается.
- Любая неудача для таких детей становится поводом для обиды, возникновения эмоциональной нестабильности, проявления ранимости. Появляется замкнутость в себе, малыши долго помнят разочарования и обиды.
- Умения, которыми быстро овладевают сверстники, малыш с ЗПР осваивает с трудом. Он не может научиться элементарным жизненным навыкам (одевание, приём пищи, совершение гигиенических процедур).
- Ребёнок становится чересчур тревожным, мнительным. Им овладевают необычные страхи, появляется агрессия.
- Развиваются различные нарушения речи.
- У младенцев часто на фоне психических отклонений развития возникают и патологии физического характера. Например, малыш гораздо позднее своих сверстников начинает держать голову, разговаривать, ползать, стоять и осваивать навыки ходьбы.
- Функции памяти, логики и образного мышления у ребёнка с ЗПР развиты слишком слабо, или полностью отсутствуют. Особенно это заметно у детей в 2 года и старше.
Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР
Если ребёнок имеет задержки в психическом развитии, у него наблюдается ряд психологических нарушений.
- Трудности в межличностном общении. Здоровые дети в саду не желают контактировать и вступать во взаимодействие с отстающими ребятами. Ребёнок с ЗПР не хочет взаимодействовать с со своими сверстниками. Дети с ЗПР играют самостоятельно, а на уроках в школе – работают отдельно, ограниченно общаясь с другими младшими школьниками. Однако взаимодействие с детьми, младшими по возрасту, у них происходит успешнее, потому что те их хорошо принимают и понимают. Есть малыши, которые вообще избегают контактов со своими одногодками.
- Нарушения в эмоциональной сфере. Дети с ЗПР психологически лабильны, эмоционально неустойчивы, внушаемы и несамостоятельны. У них присутствуют повышенная тревожность, состояние аффекта, контрастные эмоции, резкие смены настроений, беспокойство. Иногда возникает нездоровая жизнерадостность и внезапный подъём настроения. Дети, страдающие зпр, не могут самостоятельно охарактеризовать своё эмоциональное состояние, и не различают эмоций тех людей, которые их окружают. Склонны к проявлению агрессии. Кроме того, у них наблюдается неуверенность в себе, заниженная самооценка, патологическая привязанность к одному (или нескольким) своим одногодкам.
Осложнения и последствия при задержках психического развития
Основными последствиями при ЗПР у детей становятся негативные перемены в психологическом здоровье малыша. В том случае, когда проблема не поддаётся корректировке, происходит дальнейшее отдаление ребёнка от коллектива, его самооценка существенно снижается. Прогрессирование задержек психического развития становится причиной ухудшения функций речи и письма, сложностей в социальной адаптации.
Особенности диагностики задержек психического развития
Диагностировать задержки психического развития у детей на ранних стадиях очень трудно. Связаны сложности с тем, что специалистам требуется сравнить и проанализировать существующее психическое состояние дошкольника с теми возрастными нормами, которые существуют в медицине.
Перед определением уровня и характера ЗПР проводится врачебный консилиум, в состав которого входят дефектолог, логопед, психолог и психотерапевт.
Они проводят оценку следующих критериев развития маленького пациента:
- речевое развитие;
- восприятие различных окружающих предметов, форм, правильная ориентация в пространстве;
- мышление;
- память;
- изобразительная деятельность;
- умения обслуживать себя самостоятельно, их уровень;
- навыки школьного обучения;
- уровень самосознания и коммуникабельности;
- внимание.
В качестве основных исследовательских методик специалисты применяют шкалу Бейли, тест Денвера и IQ. В качестве дополнительных средств используются инструментальные методики МРТ, КТ и ЭЭГ.
Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте
Чтобы дошкольник, страдающий ЗПР, смог догнать по развитию своих сверстников, ему нужно своевременно поставить точный диагноз, и начать лечебный процесс. Чтобы ребёнок с отклонениями в психическом развитии имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, его родители должны заручиться поддержкой психолога, психиатра, логопеда (а иногда – и психотерапевта), сформировав с ними общую и единую команду. Для успешной коррекции ЗПР часто применяется комплексный подход, с использованием гомеопатических и медикаментозных средств.
Основная нагрузка при лечении ЗПР ложиться на плечи родителей особенного ребёнка. Главный упор делается на исправление нарушений на психолого-педагогическом уровне. Процедура способствует улучшению эмоционально-коммуникативных и когнитивных функций.
После обнаружения у детей симптомов ЗПР, лечение назначается врачом по комплексным методикам. С малышом занимаются логопед, психолог, невролог и дефектолог.
Иногда психокоррекция не даёт положительных результатов, поэтому медики рекомендуют для достижения стойкого результата подкрепить психокоррекцию медикаментозной терапией, основу которой составляют ноотропные препараты.
Коррекция ЗПР медикаментами предусматривает применение следующих лекарственных препаратов:
- гомеопатические лекарства (в том числе – Церебрум Композитум);
- антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
- Глицин;
- Аминалон, Пирацетам;
- Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты группы В);
- лекарственные составы общетонизирующего действия (Лецитин, Когитум).
Как проводить профилактику проблем психического развития
Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.
- Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
- В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
- Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
- С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
- С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.
В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.
Надеемся, что после прочтения этой статьи, вы сможете распознать симптоматику зпр у детишек и вовремя приступить к лечению. Если статья оказалась вам полезной, не забудьте поставить 5 звездочек ниже!
Содержание:
- Причины ЗПР
- Виды
- Симптомы
- Отличия от умственной отсталости
- Лечение
Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.
Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.
Причины ЗПР
В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:
1. Биологические:
- патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
- недоношенность;
- внутриутробная гипоксия плода;
- асфиксия при родах;
- инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
- генетическая предрасположенность;
- травмы при родах;
- отставание от сверстников в физическом развитии;
- соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
- поражение отдельных участков центральной нервной системы.
2. Социальные:
- ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
- психические травмы;
- неблагоприятные условия жизни;
- педагогическая запущенность.
В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.
Виды задержки психического развития
В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.
- Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
- Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
- Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
- Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).
Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.
Симптомы ЗПР
С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:
- отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
- нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
- нерешительность;
- агрессивность;
- тревожность;
- в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.
Отличия от умственной отсталости
Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:
- при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
- дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
- ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.
При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.
Лечение задержки психического развития у детей
Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.
Она включает в себя:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
- в отдельных случаях — медикаментозную терапию.
Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.
источник: www.vse-pro-detey.ru
Диагноз «задержка психического развития» звучит для родителей как гром среди ясного неба. Как же так? Ведь они «ничего такого» за своим ребенком не замечали! И вот в детском саду говорят, что он отстает. Прежде чем обвинять воспитателей в предвзятом отношении, давайте разберемся, как проявляется зпр у детей, рассмотрим его симптомы и лечение.
Почему у детей возникает ЗПР и можно ли устранить эту проблему?
Начнем с определения ЗРП. Что это такое — можно найти в любом медицинском справочнике или пособии по логопедии. Под этим термином подразумевают замедление нормального темпа психического созревания ребенка по сравнению с принятыми возрастными нормами. Проще говоря, если у ребенка ЗПР, то в 6 лет он по своему развитию будет больше напоминать 4 или 5-летнего. Встречается такая патология у 8-10 % всех маленьких пациентов, страдающих психическими заболеваниями. В 50 % случаев у отстающих учеников выявляют именно ЗПР.
Термины терминами, но для мам и пап самое главное – догонит ли их чадо сверстников, сможет ли учиться в обычной школе и поступить в ВУЗ. Однозначного ответа на эти вопросы нет. Все зависит от тяжести нарушения и настойчивости родителей. Если у ребенка ЗПР легкой степени, то ее коррекция займет до двух лет, и с этой задачей могут справиться логопеды, психологи и дефектологи. Прогноз положительный, но обучаться ребенок будет медленнее остальных.
В более сложных случаях не обойтись без помощи детского психоневролога и медикаментозной терапии. Скорее всего, ребенку придется посещать специализированную школу: в обычной он будет отставать в учебе и станет предметом насмешек. Он не станет великим ученым, но сможет работать и создать семью.
Главные причины задержки психического развития – генетические нарушения, родовые травмы, патологии внутриутробного развития, алкоголизм родителей, прием матерью во время беременности сильнодействующих препаратов, преждевременное появление малютки на свет.
Как проявляется ЗПР?
Специалисты достаточно быстро распознают, что ребенок отстает в развитии (хотя и тут бывают ошибки: под эту категорию иногда попадают педагогически запущенные дети). А могут ли родители сами заподозрить, что у ребенка зпр? Симптомы и признаки этой патологии у детей достаточно многообразны. Перечислим самые распространенные:
- замедленное восприятие. Трудности с формированием целостного образа (например, ребенок не может сложить картинку, разрезанную на несколько частей). У детей с ЗПР сильнее развито зрительное восприятие, чем слуховое;
- сложности с концентрацией внимания. Они легко отвлекаются на любые внешние раздражители (учителя характеризуют это так: «ребенок несобран»);
- преобладание наглядно-образной памяти, фрагментарное запоминание информации;
- образное мышление нарушено. Выстроить логическую цепь или сделать умозаключение ребенок может только с помощью педагога или родителей;
- речевые нарушения — неправильная или нечеткая артикуляция звуков, бедный лексический запас, сложности в построении высказываний, проблемы с фонематическим слухом (умением различать фонемы на слух, определять их место в слове, называть слова по звукам);
- трудности в овладении чтением, письменной речью;
- нарушения межличностного общения – ребенок предпочитает играть один, мало общается со сверстниками или выбирает в друзья детей младшего возраста;
- эмоциональная неустойчивость. Дети, отстающие в психическом развитии, страдают резкими переменами настроения, легко поддаются внушению, неспособны проявлять самостоятельность. Они не уверены в себе, не могут адекватно оценить эмоции окружающих, часто пребывают в тревожном состоянии, проявляют апатию или гиперактивность.
Чаще всего ЗПР выявляют у дошкольников 4-5 лет, но иногда такая проблема обнаруживается у школьников начальных классов, когда на фоне сверстников замедленное развитие ребенка становится очень заметным. Если интеллектуальные и психические процессы удается выровнять, этот диагноз снимают. Если улучшений не наступает к моменту окончания младшей школы, то может встать вопрос о возможной умственной отсталости.
Как вылечить отставание в развитии?
Лечение ЗПР состоит в долгосрочной психолого-педагогической помощи. Ребенком должны заниматься логопед, психолог, дефектолог, психиатр. Но бывает, что только методов психотерапии оказывается недостаточно. Чтобы устранить симптомы зпр у детей, для лечения необходимы ноотропные препараты — лекарства, которые оказывают непосредственное действие на ЦНС: улучшают память, умственную деятельность, положительно влияют на эмоционально-волевые функции. Ребенку могут назначить Пирацетам, Церебролизин, Глицин, Актовегин, Энцефабол, Нейромультивит, витамины, антиоксиданты – Мексидол, Цитофлавин, общеукрепляющие лекарства – Элькар, Когитум, Лецитин. Широко применяется массаж, физиотерапия (Ультратон, Дарсонваль)
Станет ли ребенок «таким, как все»?
Помогают ли современные методики и препараты устранить симптомы зпр у детей? Отзывы о лечении далеко не однозначны. Если говорить о легкой степени, то многие достигают отличных результатов. Регулярные занятия в детском саду и дома, массажи, общеукрепляющая терапия, поездки к морю – и ребенок может идти в обычный класс.
Намного хуже обстоят дела у тех деток, которые страдают тяжелой формой ЗПР. Их родители отмечают, что после курса реабилитации (включающего ноотропные препараты, электрофорез, трансцеребральную микрополяризацию, общий массаж) происходит скачок в развитии – появляются новые слова, улучшается поведение, стабилизируется внимание. Однако такое лечение надо проходить регулярно. Из лекарственных средств родители отмечают Нейромультивит и Актовегин. Положительные отзывы заработал Акатинола мемантин, но это дорогостоящее средство.
Читайте также:
- Профилактика менингита у детей и взрослых. Формы заболевания
- Ларинготрахеит: лечение у детей разных форм заболевания
- Вирус Эпштейн Барра у детей: симптомы, лечение
- Аутизм у детей: симптомы, причины и лечение
Закончить наш короткий разговор о ЗПР хочется такой рекомендацией: чем раньше родственники увидят неприятную проблему, перестанут «прятать голову в песок» и обратятся к специалистам, тем выше будут шансы на полноценную компенсацию всех нарушений. Отставание вполне возможно в дошкольном периоде устранить или хотя бы добиться того, что развитие достигнет среднего уровня. Но само по себе это не случится — ребенку нужна помощь!
источник: LadySpecial.ru
Задержка психического развития – патологическое состояние, которое встречается в детском (дошкольном и школьном возрасте). Согласно данным статистики, признаки ЗПР у младших школьников негативно отражаются на успеваемости около 80% учащихся.
Эта статья расскажет о том, что собой представляет задержка психического развития у детей, почему вдруг возникает такая патология, какие зпр у детей симптомы лечение, существуют ли неблагоприятные последствия у ЗПР, как лечить патологию и проводить профилактические мероприятия?
Что представляет собой задержка психического развития у ребёнка
Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, при которой развитие малыша не соответствует установленным медицинским параметрам и нормам, находясь на более низком уровне. ЗПР становится причиной нарушения некоторых когнитивных функций детского организма. Например, страдают такие аспекты личности, как эмоциональная и мыслительная сфера, память и внимание.
Почему не все дети развиваются соответственно нормам
Задержка психического развития у детей может проявить себя по нескольким причинам.
Генетическая предрасположенность. Если посмотреть, например, на детей, страдающих синдромом Дауна, то они всегда развиваются медленнее своих сверстников. Проявление этой патологии может быть разным (как лёгкая степень отставания в развитии, так и более серьёзное состояние – умственная отсталость). Существуют и другие типы хромосомных нарушений, сильно влияющих на становление интеллекта в детском возрасте и приобретение ребёнком новых навыков и умений.
Расстройства личности, связанные с аутизмом. Дети-аутисты испытывают большие сложности в общении со своими сверстниками. Происходит это из-за нарушенного восприятия мира. В зависимости от того, какую форму приобретает аутизм (лёгкую или тяжёлую) взаимодействие малыша с социумом либо сильно ограничивается, либо вообще становится невозможным. Природа детского аутизма до сих пор вызывает споры у многих специалистов. Никто из научных деятелей не может однозначно ответить, принадлежит ли аутизм к генетическим патологиям, или же он является психической болезнью.
Родовая травма. Если дитя во время своего внутриутробного развития испытывает состояние гипоксии (хроническая или острая нехватка кислорода), то это негативно отражается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет возникают проблемы с нормальным психическим развитием у малыша дошкольного и младшего школьного возраста.
Воздействие на организм беременной женщины неблагоприятных факторов становится причиной появления ЗПР у ребёнка. Если в период внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие медикаменты, трудиться в условиях вредного производства, употребляет спиртное, наркотики, курит сигареты, или переносит инфекционную болезнь – это не лучшим образом отражается на психическом развитии её будущего малыша.
Психические травмы. Если в раннем детстве ребёнок переносит сильное эмоциональное потрясение, его интеллектуальное развитие может сильно замедлиться или даже «откатиться» далеко назад.
Менее распространенные причины
Соматические болезни. Их влияние на интеллектуальное и психическое здоровье малыша может быть прямым и опосредованным. Если дитя с детства много болеет и постоянно пребывает в больничной палате – это обязательно отразиться на состоянии его психики, навыках и мышлении.
Неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи. Чтобы дошкольник (школьник) развивался нормально и в соответствии с медицинскими нормами, его нужно окружить атмосферой любви и заботы. Родители должны проявлять много внимания к маленькому обитателю дома. Если же семья, в которой растёт ребёнок, испытывает серьёзные трудности (например, нехватка денег, тяжёлая болезнь кого-то из родителей, отсутствие хорошего жилья, наличие насилия в любом виде (физического либо психологического), наркомания либо алкоголизм у родителей) – это, несомненно, отражается на психическом развитии маленького человека. Если у ребёнка нет врождённых отклонений на психическом уровне, то проживание в неблагополучной семье провоцирует их появление.
Нарушены сенсорные функции в организме ребёнка. Плохая работа органов слуха и зрения мешают малышу познавать окружающий мир. Если устранить проблему глухоты или слепоты не получается, то плохая ситуация с психическим развитием только усугубляется. Ребёнку не хватает имеющихся средств для полноценного взаимодействия и общения с окружающими людьми, поэтому его психическое развитие замедляется.
Педагогическая запущенность. Правильное и соответствующее нормам психическое развитие детей во многом зависит от того, занимаются ли с ними родители, помогают ли познавать окружающий мир и открывать в нём что-то новое, способствуют ли их полноценному и разностороннему развитию и верному воспитанию.
По статистике, лишь 20% родителей читают с ребенком развивающие книжки! А ведь это — залог будущего ребенка!
Современные тенденции показывают, что всё больше детей страдают нарушениями психического развития именно из-за педагогической запущенности. Молодые родители слишком увлечены компьютерными играми, а времени на развитие малыша у них не остаётся.
По сути, все причины отклонений психического развития ребёнка от медицинских норм разделяются на:
- биологические (патологические состояния, которые развиваются в период внутриутробного развития крохи);
- социальные (связанные с условиями жизни ребёнка).
Факторы, приводящие к задержкам психического развития у детей, в конечном итоге влияют на классификацию патологии.
Разновидности задержек психического развития в детском возрасте
Конституционная | Главная причина появления конституционных задержек психического развития – генетическая предрасположенность, заболевания наследственного характера. У детей наблюдаются такие признаки, как частые смены настроений, неустойчивые привязанности к чему-либо, патологическая и не всегда уместная непосредственность, наличие поверхностных эмоций, стремление к участию в детских играх в зрелом возрасте. |
Психогенная | Причинами проявления данного вида патологии являются социальные и психологические факторы. К ним относят неблагоприятные условия проживания, отсутствие достойных условий быта, недостаток внимания со стороны родителей, допускаемые взрослыми серьёзные промахи и ошибки в воспитании, недостаточное количество родительской любви, серьёзные отклонения в духовном развитии. Во всех названных случаях удар приходится на интеллектуальную сферу личности. Ребёнок страдает от эмоциональной нестабильности, психозов и неврозов. Более глубоким следствием всего этого становится психологическая незрелость уже взрослого человека. |
Соматогенная | Негативные проявления в психическом развитии ребёнка возникают вследствие нарушения функций головного мозга. Их, в свою очередь, порождают инфекционные болезни, перенесённые матерью во время беременности, и их последствия. Такой вид патологии развивается на фоне дистрофий разного уровня тяжести, заболеваний сердечно-сосудистой системы, перенесённых операционных вмешательств, аллергий (протекающих в тяжёлой форме). К последствиям соматогенной ЗПР относятся: капризы без причины; повышенная нервозность; |
Церебрально-органическая | Появлению такого типа патологий способствуют отклонения в развитии малыша ещё на этапе внутриутробного развития. Если беременная женщина злоупотребляет токсическими веществами, наркотиками, табаком и алкоголем, то риски развития церебрально-органической ЗПР у малыша возрастают. Появлению такой патологии способствуют также родовые травмы. Одновременно с психической незрелостью ребёнок с такой патологией часто страдает от личностной нестабильности и психической неустойчивости. |
Отличия ЗПР от умственной отсталости
Проявление задержек психического развития продолжается обычно до завершения младшего школьного возраста (3-4 класс школы). Если симптомы патологии наблюдаются в старшем возрасте, врачи говорят уже об умственной отсталости. Обе патологии отличаются друг от друга следующими аспектами:
- умственная отсталость вызывает необратимые изменения в интеллектуальной и психической сферах личности, а при ЗПР недоразвитие этих сфер можно скорректировать специальными методиками;
- дети, страдающие задержками психического развития, умеют использовать ту помощь, которую дают им взрослые, и впоследствии применяют полученный опыт при выполнении новых заданий (при умственной отсталости ребёнок такого сделать не сможет);
- у детей с зпр всегда есть желание понять прочитанную информацию, а у крошек с умственной отсталостью оно отсутствует.
Если ребёнку поставлен диагноз «задержка психического развития», отчаиваться не стоит. Сегодня в педагогике и психологии есть много методик для коррекции и устранения детских задержек психического развития задержек.
Получение комплексной помощи позволяет особенным детям и их родителям совместно преодолеть трудный период развития.
Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка
Задержку психического развития у ребёнка нельзя диагностировать в домашних условиях. Точно определить патологию может лишь опытный врач. Однако есть некоторые особенности, по которым внимательные родители смогут понять, что у их ребёнка – задержка психического развития.
- Ребёнку сложно даётся социализация, он не может полноценно общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними.
- Дошкольник испытывает трудности в усвоении учебного материала, не может долго удерживать своё внимание на каком-то одном занятии, не концентрируется на объяснениях учителя и постоянно отвлекается.
- Любая неудача для таких детей становится поводом для обиды, возникновения эмоциональной нестабильности, проявления ранимости. Появляется замкнутость в себе, малыши долго помнят разочарования и обиды.
- Умения, которыми быстро овладевают сверстники, малыш с ЗПР осваивает с трудом. Он не может научиться элементарным жизненным навыкам (одевание, приём пищи, совершение гигиенических процедур).
- Ребёнок становится чересчур тревожным, мнительным. Им овладевают необычные страхи, появляется агрессия.
- Развиваются различные нарушения речи.
- У младенцев часто на фоне психических отклонений развития возникают и патологии физического характера. Например, малыш гораздо позднее своих сверстников начинает держать голову, разговаривать, ползать, стоять и осваивать навыки ходьбы.
- Функции памяти, логики и образного мышления у ребёнка с ЗПР развиты слишком слабо, или полностью отсутствуют. Особенно это заметно у детей в 2 года и старше.
Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР
Если ребёнок имеет задержки в психическом развитии, у него наблюдается ряд психологических нарушений.
- Трудности в межличностном общении. Здоровые дети в саду не желают контактировать и вступать во взаимодействие с отстающими ребятами. Ребёнок с ЗПР не хочет взаимодействовать с со своими сверстниками. Дети с ЗПР играют самостоятельно, а на уроках в школе – работают отдельно, ограниченно общаясь с другими младшими школьниками. Однако взаимодействие с детьми, младшими по возрасту, у них происходит успешнее, потому что те их хорошо принимают и понимают. Есть малыши, которые вообще избегают контактов со своими одногодками.
- Нарушения в эмоциональной сфере. Дети с ЗПР психологически лабильны, эмоционально неустойчивы, внушаемы и несамостоятельны. У них присутствуют повышенная тревожность, состояние аффекта, контрастные эмоции, резкие смены настроений, беспокойство. Иногда возникает нездоровая жизнерадостность и внезапный подъём настроения. Дети, страдающие зпр, не могут самостоятельно охарактеризовать своё эмоциональное состояние, и не различают эмоций тех людей, которые их окружают. Склонны к проявлению агрессии. Кроме того, у них наблюдается неуверенность в себе, заниженная самооценка, патологическая привязанность к одному (или нескольким) своим одногодкам.
Осложнения и последствия при задержках психического развития
Основными последствиями при ЗПР у детей становятся негативные перемены в психологическом здоровье малыша. В том случае, когда проблема не поддаётся корректировке, происходит дальнейшее отдаление ребёнка от коллектива, его самооценка существенно снижается. Прогрессирование задержек психического развития становится причиной ухудшения функций речи и письма, сложностей в социальной адаптации.
Особенности диагностики задержек психического развития
Диагностировать задержки психического развития у детей на ранних стадиях очень трудно. Связаны сложности с тем, что специалистам требуется сравнить и проанализировать существующее психическое состояние дошкольника с теми возрастными нормами, которые существуют в медицине.
Перед определением уровня и характера ЗПР проводится врачебный консилиум, в состав которого входят дефектолог, логопед, психолог и психотерапевт.
Они проводят оценку следующих критериев развития маленького пациента:
- речевое развитие;
- восприятие различных окружающих предметов, форм, правильная ориентация в пространстве;
- мышление;
- память;
- изобразительная деятельность;
- умения обслуживать себя самостоятельно, их уровень;
- навыки школьного обучения;
- уровень самосознания и коммуникабельности;
- внимание.
В качестве основных исследовательских методик специалисты применяют шкалу Бейли, тест Денвера и IQ. В качестве дополнительных средств используются инструментальные методики МРТ, КТ и ЭЭГ.
Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте
Чтобы дошкольник, страдающий ЗПР, смог догнать по развитию своих сверстников, ему нужно своевременно поставить точный диагноз, и начать лечебный процесс. Чтобы ребёнок с отклонениями в психическом развитии имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, его родители должны заручиться поддержкой психолога, психиатра, логопеда (а иногда – и психотерапевта), сформировав с ними общую и единую команду. Для успешной коррекции ЗПР часто применяется комплексный подход, с использованием гомеопатических и медикаментозных средств.
Основная нагрузка при лечении ЗПР ложиться на плечи родителей особенного ребёнка. Главный упор делается на исправление нарушений на психолого-педагогическом уровне. Процедура способствует улучшению эмоционально-коммуникативных и когнитивных функций.
После обнаружения у детей симптомов ЗПР, лечение назначается врачом по комплексным методикам. С малышом занимаются логопед, психолог, невролог и дефектолог.
Иногда психокоррекция не даёт положительных результатов, поэтому медики рекомендуют для достижения стойкого результата подкрепить психокоррекцию медикаментозной терапией, основу которой составляют ноотропные препараты.
Коррекция ЗПР медикаментами предусматривает применение следующих лекарственных препаратов:
- гомеопатические лекарства (в том числе – Церебрум Композитум);
- антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
- Глицин;
- Аминалон, Пирацетам;
- Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты группы В);
- лекарственные составы общетонизирующего действия (Лецитин, Когитум).
Как проводить профилактику проблем психического развития
Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.
- Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
- В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
- Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
- С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
- С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.
В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.
Надеемся, что после прочтения этой статьи, вы сможете распознать симптоматику зпр у детишек и вовремя приступить к лечению. Если статья оказалась вам полезной, не забудьте поставить 5 звездочек ниже!
источник: DeteyLechenie.ru
Содержание:
— Основные признаки ЗПР у детей
— Причины ЗПР
— ЗПР у детей: лечение
— Лечение соплей у грудничка
Основные признаки ЗПР у детей
В первые месяцы и даже годы жизни крохи диагностировать задержку развития невозможно. Для определения проблем необходимо дождаться той стадии, когда ребенок уже проявляет какие-либо навыки, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Следует насторожиться, если малыш, например, обладает скудным словарным запасом по сравнению со сверстниками, позже всех начинает сидеть, держать ложечку.
Зачастую родители редко замечают ЗПР у своих детей, и данное заболевание легче определяется воспитателями в детском саду.
Как правило, ребенок с ЗПР страдает от недостаточно накопленного объема знаний, отсутствия способности анализировать мир вокруг, нарушения памяти, незрелости мышления и нарушения механизма приема и обработки полученной информации.
На более глубоком уровне диагностирования у ребенка с задержкой психологического развития наблюдается частая смена настроения. Он часто бывает неактивен в играх, инфантилен, по-своему задумчив. Однако в периоды подъема настроения такие дети становятся неугомонными, переносят в жизнь все свои выдумки и идеи во время игр, но занятия с элементами интеллектуального развития им совершенно не интересны.
В других случаях ЗПР у детей проявляется абсолютно противоположно вышеописанной ситуации. У некоторых малышей, наоборот, преобладает интеллектуальное развитие, однако задерживается личностное, отсутствует самостоятельность и способность привыкания к смене обстановки. Такие дети застенчивы и молчаливы.
Причины ЗПР
Если вдруг у малыша явно отмечаются признаки ЗПР, настоятельно не рекомендуется вымещать на него агрессию, вынуждая обрести те или иные навыки насильственным путем. Объяснить такой запрет несложно: на самом деле, причины ЗПР кроются не в лени или нежелании ребенка как-либо развиваться, а в патологии дисфункции головного мозга. Также задержка психического развития ребенка может выступать в качестве последствия сложной беременности матери, тяжелых родов, лечения токсикозов сильнодействующими медицинскими препаратами, недоношенности младенца. Очень часто ЗПР атакует карапуза в связи с наследственной предрасположенностью в первом поколении через мать.
Социальной предрасположенности также стоить отдать должное — часто недостаточность развития возникает у детей, которые растут в неблагополучных семьях, где не уделяется должного внимания воспитанию и развитию младшего члена семейства.
ЗПР у детей: лечение
Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи; если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников; если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками — не теряйте драгоценного времени! Крайне неправильно в такой ситуации дожидаться, когда задержка будет накапливаться с годами — необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью.
Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед – это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи.
Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости.
При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда.
Помимо занятий с логопедом и детским психологом, ребенку рекомендуется микротоковая рефлексотерапия. Процедура представляет собой альтернативную методику, действие которой направлено на нервные рецепторы и биоэнергетические центры организма. Однако эффект от данного этапа предугадать сложно, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей организации нервной системы малыша.
К нетрадиционным методам комплекса лечения задержки психического развития ребенка относят логопедический массаж. Данная процедура направлена на коррекцию тонуса мышц, отвечающих за правильное произношение трудных звукосочетаний. В основе методике лежит массаж скул, мягкого неба, губ, языка при использовании специальных логопедических зондов.
Конечно же, не обойтись и без медикаментозной терапии. В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. Зачастую это Акатинол и Нейромультивит.
Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка задержку психического развития. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание.