Зпмр у детей симптомы лечение
Содержание
- 1 Задержка развития ребенка
- 2 Задержка речевого развития или ЗРР
- 3 Виды задержек речевого развития у детей
- 4 Каковы основные причины ЗРР – задержки речевого развития у детей?
- 5 Как устанавливается причина ЗРР?
- 6 Как лечить ЗРР?
- 7 Задержка психоречевого развития – ЗПРР
- 8 Причины задержки психического и речевого развития – ЗПРР
- 9 Как лечить задержку психоречевого развития – ЗПРР?
- 10 Задержка психического развития у детей – ЗПР
- 11 Причины ЗПР
- 12 Лечение задержки психического развития – ЗПР
- 13 Задержка моторного развития – ЗМР
- 14 Задержка моторного развития: симптомы
- 15 Лечение ЗМР – задержки моторного развития
- 16 Задержка психомоторного развития – ЗПМР
- 17 ЗПР у детей
- 18 Причины
- 19 Видео: Помощь крохе
- 20 Признаки задержки психомоторного развития
- 21 Проблемы с речью
- 22 Отставание в мышлении
- 23 Родителям на заметку: нормальное развитие малыша — характеристика
Задержка развития ребенка
Задержки в развитии у детей – насущная проблема для многих современных родителей
Мы хотим предложить вам ее качественное решение без негативных последствий
Предлагаем Вам рассмотреть метод коррекции с помощью принципов натуропатии
Традиционная медицина неспособна объяснить причины данного и других недугов, а натуропатия может объяснять многие процессы
Если Мы пользуемся принципами натуропатии, то соответственно нам не нужны обследования и заключения врачей в поликлиниках
Гораздо более информативными будут наблюдения за поведением и отслеживания улучшений и откатов на диете, продуктах пчеловодства и при других терапиях
Мы корректируем диету ребенка и добавляем продукцию Тенториум
Давайте для начала обозначим и проанализируем каждую разновидность данного недуга. В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек
ЗРР – задержка речевого развития
ЗПРР – задержка психоречевого развития
ЗПР – задержка психического развития
ЗМР – задержка моторного развития
ЗПМР – задержка психомоторного развития
Задержка речевого развития или ЗРР
Речь можно считать основой общего развития подрастающего ребенка
Это один из ведущих показателей того, что маленький человек адекватно воспринимает окружающий мир и готов взаимодействовать с ним
Такая форма общения присуща только людям
А потому, если у ребенка возникают проблемы с речью – это серьезный повод бить тревогу
В каком случае следует обращаться к специалистам для выявления отклонений, а когда все предпринятые меры будут следствием мнительности?
Внимательно следите за тем, соответствует ли развитие вашего ребенка установленным нормам
Конечно, не бывает правил без исключений, и все дети могут взрослеть по-разному
Однако существует тот необходимый минимум, который малыш должен освоить к определенному возрасту
Подробно данные нормы описаны в статье сайта Задержка речи у детей
И помните: чем раньше вы отследите возможные отклонения, тем проще будет восстановить здоровье ребенка и догнать сверстников
Как правило, соответствующий диагноз ставится в возрасте до 4-х лет
Виды задержек речевого развития у детей
Чтобы сделать обзор всех видов ЗРР, мы предлагаем взять за основу классификацию, предложенную Л.О. Бадаляном
ЗРР, возникшие в результате поражения ЦНС – центральной нервной системы
Афазии
Алалии Дизартрии
ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями ЦНС
Заикание
Мутизм Судромутизм
ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата
Ринолалия
Механические дисплазии
Все остальные ЗРР, возникшие вследствие перинатальных, педагогических прочих проблем
Каковы основные причины ЗРР – задержки речевого развития у детей?
В официальных медицинских кругах ЗРР считается довольно сложным недугом, истинные причины которого зачастую остаются невыясненными
Среди основных называют следующие
Перинатальные патологии
Различные родовые травмы
Наследственность
Психические отклонения
Болезни головного мозга
Проблемы со слухом
Травмы головы
Отклонения в развитии ротовых мускулов и мускулов лица
Как устанавливается причина ЗРР?
Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился
Причину задержки речевого развития у ребенка можно установить, проведя комплексное его обследование у врачей традиционной медицины, натуропатам не все обследования нужны, но пройти их не помешает
Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту
Шкала Бейли
Шкала раннего речевого развития
Денверский тест
Проверить слух у сурдолога
Определить нарушение моторики лицевых мышц – сложности при глотании
Сравнить процессы понимания речи и ее воспроизведения
Проанализировать способы взаимодействия взрослых с ребенком
Определить, насколько хорошо работает головной мозг, с помощью МРТ, ЭЭГ и других методов
Пройти детского психолога и психиатра, а также посетить логопеда и невропатолога
Как лечить ЗРР?
Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них
Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы
Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром
Они призваны питать нейроны мозга – Кортексин, Лецитин, Нейромультивит и т.п.
Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия
Они способны активизировать работу головного мозга, улучшить речь, но имеют множество противопоказаний
Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения
Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка
В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать дельфино- или иппотерапию
Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную
Ведь только живые продукты могут эффективно зайти в клетку и там поработать
ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями
отставанием от сверстников
проблемами с учебой
дальнейшим получением профессии
Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее
Задержка психоречевого развития – ЗПРР
Вовремя нескорректированная задержка речевого развития со временем может перерасти в более сложную проблему и стать ЗПРР – задержкой психоречевого развития
Дело в том, что речевые отклонения затормаживают нормальное развитие мышления ребенка
Хотя верна и обратная связь – врожденные проблемы психического и неврологического характера влекут за собой речевую задержку
В отличие от ЗРР, диагностируемой в раннем детском возрасте, задержка психоречевого развития, как правило, устанавливается специалистами у детей, перешагнувших пятилетний рубеж
Статистические данные последних десятилетий свидетельствуют о том, что сегодня каждый пятый ребенок имеет те или иные формы ЗПРР
Опасность состоит в том, что мозг человека, как известно, формируется до 8 лет
И, если печальный диагноз был поставлен слишком поздно, то многие процессы просто стали необратимыми или условно необратимыми, по нашему мнению
В любом возрасте стоит начать работать над улучшением состояния ребенка
В нашей программе есть взрослые дети, которым более 10 лет и у них потрясающие улучшения от применения натуропатии
Задача родителей таких детей – отслеживать поведение и навыки ребенка, а также выявлять возможные отклонения от нормы
Предлагаем вашему вниманию основные симптомы, по которым можно распознать задержку психоречевого развития или аутизм
К 4 месяцам у ребенка отсутствует реакция на родителей, их слова и жесты
В этом же возрасте вас должно насторожить отсутствие у ребенка улыбок
К 9-12 месяцам малыш должен вовсю лопотать, то есть говорить «мама», «баба», «дядя», «гага» и проч
Молчание ребенка – веский повод обратиться к врачу
К полутора годам симптомом задержки психоречевого развития является отсутствие в лексиконе ребенка простых слов вроде «дай» и «баба»
Более того, малыш не только не произносит их сам, но и не понимает, когда их говорят другие
Еще один яркий признак ЗПРР в этом возрасте – неумение жевать или проблемы с пережевыванием пищи
Случается, что к двум годам такие дети все же набирают ограниченный запас простейших слов, но не схватывают на лету новые, как это обычно делают здоровые двухлетки
К двум с половиной годам ребенок все так же использует слова по отдельности
Он не способен сложить их в осмысленную фразу
Как правило, такие малыши многого не понимают, в частности, элементарных названий предметов
К трем годам дети с задержкой психоречевого развития все еще не понимают, что им говорят, сами толком не говорят, не составляют предложения из слов
Если они и произносят слова, то делают это неправильно, скомкано, медленно, протяжно
Нередко такие малыши попросту копируют речь взрослого, слово в слово повторяя за ними фразу вместо собственного осмысленного ответа
Также ребенок, страдающий ЗПРР, в любом возрасте
Страдает повышенным слюноотделением
Невнимателен
Агрессивен
Быстро устает
Плохо развит физически
Медленно соображает
Более того,
У него всегда полуприкрытый рот
Ему свойственна гиперактивность
В его поведении нередки вспышки агрессии
Само собой, с набором таких качеств этим особенным детям очень сложно выстраивать нормальные отношения со сверстниками и посещать обычные учебные заведения
От этого страдает их эмоциональная сфера
Причины задержки психического и речевого развития – ЗПРР
Как правило, причины возникновения и развития отклонений в психоречевом развитии сходны с причинами появления речевых задержек
Это болезни, травмы, стрессы, отравления, которым подверглась мама малыша во время беременности
Гипоксия в перинатальный период
Тяжелое протекание родов, а также различные родовые проблемы – обвитие, травмы, в первую очередь, повреждение ЦНС, головного мозга
Инфекционные заболевания, которые перенес сам ребенок в раннем возрасте
Наследственная предрасположенность или генетические дефекты
Педагогические факторы – жестокое обращение с ребенком или же, наоборот, гиперопека
Тяжелая травма психического характера, перенесенная в раннем возрасте
Каждому родителю также следует знать, какие заболевания могут повлечь за собой задержку психоречевого характера в развитии ребенка
Это
Все болезни, связанные с центральной нервной системой
Эпилепсия
Детский церебральный паралич – ДЦП
Опухоль головного мозга и, как следствие, гидроцефалия
Ишемия головного мозга
Повышенное внутричерепное давление
Различные патологии сосудов головного мозга
Ликвородинамические нарушения головного мозга
Лейкодистрофия головного мозга
Нередко задержка психоречевого развития может перерасти в более серьезную проблему – аутизм
Подробно об этой болезни и о ее характерных признаках читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ
Как лечить задержку психоречевого развития – ЗПРР?
Традиционный подход к лечению психического и речевого развития такой же, как и в случае, когда у ребенка страдает только речь
Особенному малышу рекомендуется комплексная помощь в виде аппаратной терапии, медикаментов, психологических сеансов, логопедических упражнений.
Биомедицинский подход предлагает основной упор в лечении таких детей делать
на диету
и на восполнение дефицита микроэлементов в их организме
Нам близок именно такой путь
Более того, мы взяли его за основу, только немного видоизменили
Как показывает практика, наша программа восстановления детей с ЗПРР и подобных им работает очень эффективно
Если вы хотите знать больше, переходите по ссылке
До сих пор официальная медицина дает детям с задержкой психоречевого развития инвалидность, считая данный недуг неизлечимым
Мы же говорим о том, что все это лечится
Главное – начать спасать ребенка как можно раньше
Задержка психического развития у детей – ЗПР
Данный недуг характеризуется
отставанием в развитии памяти ребенка
его внимания
мышления
а также проблемами в формировании эмоционально-волевой сферы
Как правило, диагноз Задержка психического развития ставится уже подросшему ребенку – в предшкольном или младшем школьном возрасте
Нередки случаи, когда указанные отклонения всплывают в процессе тестирования при поступлении в школу
Почему же возникает задержка в психическом развитии у детей?
Причины ЗПР
Они почти полностью повторяют те причины, которые способствуют появлению и развитию психоречевых отклонений у детей
О них уже было сказано выше
Это отклонения биологического и социального характера
Чтобы дать вам наиболее полное представление о видах психических задержек в развитии у детей, воспользуемся классификацией Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога ХХ века
Именно ее систему чаще всего используют отечественные специалисты
Лебединская считает, что ЗПР целесообразно разделить на следующие виды
Конституциональные задержки психического развития у детей, то есть, те, которые определяются наследственностью
Соматогенные ЗПР возникают вследствие недуга, который повлек за собой изменения в работе головного мозга малыша
К ним относятся разного рода инфекции, а также астения, дистрофия, аллергия и проч.
Психогенные отклонения психического характера – результат негативных социально-психологических условий – невнимание родителей, нехватка общения с другими детьми и проч.
Церебрально-органические задержки психического развития, как правило, вызваны тяжелыми перинатальными осложнениями (вредными привычками беременной, перенесенными ею вирусными и инфекционными заболеваниями, сильным токсикозом и проч.)
Перечисленные факторы влекут за собой серьезные нарушения мозговой деятельности
Симптомы ЗПР – задержки психического развития
По каким признакам можно отличить нормально развивающегося ребенка от того, который отстает в развитии?
Как правило, перед самым поступлением в школу эти симптомы уже довольно ярко выражены
Ребенок с ЗПР не обладает элементарными навыками, характерными для его возраста
Ему сложно обслуживать себя самостоятельно – обуваться, одеваться, чистить зубы, кушать и т.д.
Уже в первый год жизни они развивались медленнее нормы – позже сели, начали ходить и проч.
Такие дети часто необщительны, замкнуты, практически не общаются с другими ребятами
Нередко ребенок, страдающий отставанием в психическом развитии, проявляет агрессию, тревожность, нерешительность
При этом следует отличать задержку психического развития от умственной отсталости
Если признаки ЗПР остаются у ребенка к окончанию младших классов (с 1 по 4), врачи, скорее всего, поставят ему диагноз Умственная отсталость
При таком заболевании процессы, происходящие в организме, считаются необратимыми
При задержке психического развития у вас есть шанс вылечить ребенка
Дети с симптомами ЗПР способны принимать помощь со стороны
Умственно отсталые малыши таким навыком не обладают
Умственно отсталые дети не пытаются понять увиденное и прочитанное, тогда как дети с ЗПР стараются это сделать
Лечение задержки психического развития – ЗПР
Это непростой процесс, но имеющий смысл
Данный недуг поддается лечению при грамотном комплексном подходе
Задержки психического развития устраняются с помощью слаженной работы педагогов, психологов с одной стороны, а, в первую очередь, конечно же, родителей особенных детей
Медики рекомендуют параллельно давать ребенку лекарственные препараты …
Мы же предлагаем вам иной путь – эффективный и безопасный
Восполняя нехватку жизненно важных питательных веществ в организме и ограничивая в него поступление токсинов, вы значительно активизируете мозговую активность своего малыша
Ткани в организме меняются и начинают выполнять нужные функции, здоровых тканей!
Как правильно это делать, мы рассказываем вам в специальной программе восстановления особых детей
Ознакомиться с ее основными принципами можно по ССЫЛКЕ
Задержка моторного развития – ЗМР
Данный вид отклонений проявляется уже на первом году жизни ребенка
И он заметен довольно явно
В то время как другие дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, малыш с ЗМР всего этого не делает
Причины ЗМР – задержки моторного развития
Если у маленького человечка двигательный аппарат хорошо развивается, все перечисленное он делает вовремя или даже раньше нормы
В чем причина проблем с двигательными функциями?
Их несколько
Наследственные факторы
Состояние здоровья родителей
Перинатальные проблемы – травмы, стрессы, болезни, вредные привычки, неправильное питание и тяжелые условия труда будущей матери
Родовые отклонения – преждевременные роды, стремительные, затяжные, переношенность, недоношенность, родовые травмы
Задержка моторного развития: симптомы
Ниже приведены признаки, по которым можно определить ЗМР в том или ином возрасте
К концу первого месяца жизни малыш все еще не держит головку или держит ее меньше положенных 30 секунд
К концу второго месяца ребенок не способен поднимать голову на высоту 5 см от горизонтальной опоры
К концу третьего месяца малыш все так же не держит головку ни в горизонтальном, ни в вертикальном положении (в норме – в течение одной минуты). Его не интересуют игрушки и собственные ручки
К концу четвертого месяца ребенок не пытается приподняться из положения лежа на животе
К концу пятого месяца все еще не умеет переворачиваться с живота на спину и при этом до сих пор толком не держит голову
К концу шестого месяца малыш не тянется к игрушкам
К концу седьмого месяца ребенок с ЗМР не может садиться не то что самостоятельно, но даже при помощи взрослого
К концу восьмого месяца малыш не умеет ползать задом
К концу девятого-десятого месяцев жизни у ребенка не получается уверенно сидеть, ползать, стоять у опоры
Серьезный повод для родителей всестороннее обследовать ребенка с целью выявить задержки моторного развития
Если к окончанию первого года жизни малыш не совершает хотя бы двух шагов
Если к двум годам словарный запас малыша не превышает десяти слов
Если к трем годам он продолжает плохо говорить, много падает, а также не интересуется играми, свойственными его возрасту
Три года – это, конечно, уже слишком запущенный случай
Как правило, моторные отклонения врачи диагностируют гораздо раньше
Этому способствуют
знаменитая шкала оценки новорожденных Апгар
анализ крови на выявление генетических заболеваний
ультразвуковая диагностика мозга
а также регулярные осмотры специалистов, в том числе и невролога, начиная с первого месяца жизни и до года
Лечение ЗМР – задержки моторного развития
Нередко перечисленные симптомы недуга со временем проходят сами собой
Однако в ряде случаев малышу требуется скорая квалифицированная помощь, чтобы в дальнейшем он смог вести полноценную жизнь
Представители официальной медицины при отклонениях в моторном развитии назначают следующий комплекс мер
Регулярные курсы массажа
Физиотерапию
Лекарственные препараты, в том числе и ноотропы, подробнее о вреде которых вы можете прочитать ЗДЕСЬ
Последний пункт легко можно заменить натуральным источником необходимых организму питательных веществ, о котором мы подробно рассказываем в нашей восстановительной программе для особых детей
Более того, любое лечение задержки моторного развития будет неэффективным без строгой диеты, так как мозг будут продолжать атаковать токсины, а, следовательно, он будет и дальше разрушаться
Правильное питание в сочетании комплексом натуральных витаминов и минералов, а также физиотерапия и физические упражнения творят настоящие чудеса – избавляют детей, одного за другим, от ЗМР и подобных заболеваний
Истории удивительных исцелений и отзывы родителей вы можете прочитать на нашем сайте в специальном разделе
Задержка психомоторного развития – ЗПМР
Этот вид отклонения в развитии ребенка определяется двигательными и психическими нарушениями
Нередко они могут носить неспецифический доброкачественный характер, то есть, без повреждения головного мозга, и протекать при отсутствии неврологических проблем
Такого рода отклонения в психомоторном развитии легко корректируются адекватным уходом за ребенком, правильным питанием и соответствующими занятиями с ним
Те же задержки, которые вызваны повреждением головного мозга и центральной нервной системы, нужно устранять куда более действенными методами
Они называются специфическими или болезненными
Первая степень специфических ЗПМР – преобладают отклонения моторных навыков при небольшой речевой задержке
Вторая степень проблем психомоторного характера характеризуется отставанием ребенка по всем указанным навыкам
При своевременном лечении малыш способен «догнать» сверстников, но при этом ряд его действий так и будет замедленным.
Ребенок с третьей степенью ЗПМР серьезно отстает от своих ровесников – не менее чем на два возрастных интервала
При этом его проблемы все время прогрессируют.
Для начала следует установить причину возникновения данной проблемы
ЗПМР, как правило, появляется в результате
Генетической предрасположенности ребенка к подобным недугам
Неприятностей, возникших во время беременности
Родовых травм и отклонений
Тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем возрасте
Более подробно обо всех этих причинах мы говорили выше, когда описывали ЗМР – задержки моторного развития детей
Не последнюю роль в возникновении и развитии ЗПМР также играет и социальный фактор
педагогическая запущенность ребенка
недостаток внимания и любви со стороны родителей
плохие условия жизни
неполноценное питание и т.п
О симптомах отставания ребенка в психическом и моторном развитии также было сказано выше
Лечение ЗПМР врачи предлагают традиционно медикаментозное в совокупности с занятиями и физическим воздействием на двигательный аппарат
Мы разработали особую программу восстановления здоровья, которая базируется на специфической диете и восполнении дефицита в организме ребенка питательных веществ
Подробнее об этом инновационном методе вы можете узнать ЗДЕСЬ
Те недуги, которые официальная медицина признает неизлечимыми, эффективно устраняются теми родителями, которые хотят видеть своего ребенка здоровым
И все виды задержек, описанные в этой статье, не исключение
Если ваш малыш страдает подобным недугом, напишите нам, и мы вместе будем бороться за его полноценную жизнь!
Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум
План семинаров ЗДЕСЬПродукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами.
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма
Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником
Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.
Многих мам интересует вопрос, правильно ли развивается их чадо, и нет ли у малыша задержки в развитии?
Психомоторное развитие ребенка – что это?
Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.
Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:
- органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
- мелкой и крупной моторики тела;
- всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
- социальных контактов у ребенка;
- общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.
Задержка в моторном развитии в большинстве случаев сопровождается с задержкой прогресса психической составляющей, ведь ребенку трудно будет воспринимать окружающую среду. Для адекватной и корректной оценки задержки в росте малыша нужно быть ознакомленным с главными этапами психомоторного развития.
Основные этапы
Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: как лечится повышенный тонус мышц у ребенка?). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.
Первые 6 месяцевЧерез месяц после рождения малыш еще мало что умеет, но при этом реагирует на посторонние шумы и маму
Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:
- ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
- будет искать губами мамин сосок;
- резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
- происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
- во сне малыш начинает сосать свою ручку;
- наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
- активизируется хватательный рефлекс;
- источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.
Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:
- удерживать голову на вису в положении лежа на животике;
- улыбаться;
- издавать радостные звуки при обращении к нему;
- узнавать родителей, чаще всего маму;
- держать вытянутые руки перед собой.
Трехмесячный малыш поднимает ручки к игрушкам
Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:
- удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
- держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
- многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
- поворот головы, реагируя на звуки;
- смех и радость без явной на то причины;
- общение с ребенком сопровождается его «оживлением».
Важно! Только после 3-й недели стартует формирование комплекса оживления, к которому относится улыбка, сосредоточенность и моторика движений. Иногда можно наблюдать учащенное дыхание у детеныша. В полноценном виде комплекс оживления проявится уже на восьмой неделе жизни.
Второй триместр
Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.
В 4-5 месяцев малышу так хочется достать игрушку, что перевернуться на животик и схватить ее уже не проблема
Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:
- ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
- он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
- переворот на сторону – это уже не проблема;
- приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
- ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
- он может смеяться.
Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.
Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:
- перевернуться на животик;
- ползать на животе к заинтересовавшему его предмету или человеку;
- начать поиски игрушки, которая только что выпала из его рук;
- находить различия между разными интонациями в голосах родителей;
- держась ручкой за край стола или за стул, стоять на ногах;
- детально рассматривать свои руки или игрушки на протяжении длительного времени;
- пытаться стоять на четвереньках.
В пять месяцев забавно наблюдать, как малыш пытается подняться на четвереньки и при этом смешно покачивается
Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:
- садиться самостоятельно;
- перевернуться на правый или левый бок;
- уверенно стоять на четвереньках;
- ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
- стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.
Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.
Вторые 6 месяцев
Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:
- придерживаясь за опору, стоять возле нее длительное время ( когда ребенок начинает самостоятельно стоять без опоры?);
- легко и без особых усилий ползать на четвереньках ( когда дети начинают сами ползать на четвереньках?);
- узнавать своих близких, протягивая к ним ручки;
- отзываться на имя;
- копировать услышанные слова или звуки, произнося при этом разные слоги с добавлением эмоций.
В семь месяцев ребенок радостно ползет к родителям, при этом осознанно проговаривая слова «мама» и «папа»
К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.
Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.
Третий триместр
Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:
- стоять без сторонней поддержки;
- придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
- ползать на относительно большой скорости (см. также: Е. Комаровский говорит о том, как научить ребенка ползать и тематическое видео);
- самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
- переворачиваться без чьей-либо поддержки;
- распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
- демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
- махать ручкой, имитируя прощальный жест.
В девять месяцев многие детки уверенно кушают ложкой
На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.
Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.
К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:
- бросание мячика;
- сборка игрушечной пирамиды;
- самостоятельный поиск интересующих предметов;
- активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
- возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
- произношение некоторых простых слов;
- подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.
Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.
К году малыш обладает множеством умений. У ребенка большой интерес к окружающему миру, он уже старается помогать маме со стиркой и другими деламиЗадержка психомоторного развития
График развития физических способностей 12-месячного ребенка может иметь скачкообразную структуру, поэтому родителям нужно уделять должное внимание каждому этапу роста своего детеныша. Любые подозрения на отклонения в психомоторном развитии должны сопровождаться применением необходимых мер.
В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.
Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.
График развития ребенка до года (подробнее в статье: календарь развития ребенка до года и скачки в процессе)Как лечится задержка в развитии?
Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.
К самым эффективным методам можно отнести:
- нейропсихологическая коррекция;
- вербальная стимуляция;
- слуховая и зрительная стимуляция;
- ТМС головного мозга.
Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.
ЗПР у детей
Врачи часто диагностируют ЗПР (задержка психомоторного развития) у детей раннего возраста. Это явление — понятие психолого-педагогическое. Оно характеризуется признаками: отставание развития психики в целом или же отдельных ее функций (моторики, сенсорных функций, речи, эмоционально-волевой сферы). Важный момент: ЗПР имеет обратимый характер. Также среди диагнозов можно встретить и ЗМР.
Моторное и психическое развитие у детей — основные показатели его здоровья. Каждый ребенок уникален и неповторим, но, тем не менее, существуют общие закономерности в физическом, познавательном и эмоциональном развитии. В раннем детстве стремительно развивается мозг, завершается формирование нервной системы, формируется организм малыша для нормального функционирования познавательных, интеллектуальных и физических способностей. Многие заболевания в младенческом возрасте, когда ребенку всего несколько месяцев, начинаются бессимптомно.
Причины
Факторы, повлиявшие на ЗПР (задержка психомоторного развития), могут быть разными. К примеру, поражение или дисфункция головного мозга, которые могут возникнуть в раннем детстве, внутриутробно, во время рождения, а также быть врожденными. Предрасполагающим фактором является генетическая предрасположенность — недостаточность (т.е. слабость) ЦНС. Среди причин появления ЗПР у детей — соматические заболевания, которым подвергаются физически ослабленные малыши. Также врачи выделяют такой фактор, как нарушение конституционального развития — ребенок начинает отставать от своих ровесников по физическому и психологическому развитию.
Вместе с этим ищут и читают:
Видео: Помощь крохе
Признаки задержки психомоторного развития
У детей задержка психомоторного развития может иметь разные симптомы. Однако можно выделить ряд основных признаков, которые характерны для детей с этим отклонением.
Эмоционально-волевая незрелость. Дети, у которых синдром ЗПР, являются эмоционально не устойчивыми: у них часто меняется настроение, они с трудом адаптируются в детском саду, им тяжело общаться с ровесниками. Они стеснительны, всего боятся, не уверены в себе, у них наблюдаются нарушения в поведении. Могут быть несколько фамильярными со взрослыми, им сложно закончить начатое дело. Это все признаки недоразвития социальной зрелости.
Нарушения внимания. Ребенок часто отвлекается от дела, не может сосредоточиться, причем это может сопровождаться как сниженной, так и повышенной речевой и двигательной активностью. Если у малыша повышена речевая (двигательная активность) и при этом ему присущи нарушения внимания, у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью).
Проблемы с восприятием. Ребенку сложно сформировать целостный образ. Малышу сложно узнать какой-то предмет по его части (к примеру, хвост кота кроха не ассоциирует с котом). Детям с проблемами восприятия тяжело распознавать схематические изображения. Такая особенность — это, прежде всего, причина некой ограниченности знаний малыша об окружающей действительности.
Нарушения развития памяти. Ребенку сложно запомнить стишок, он часто что-то забывает. Ему сложно заставить себя выучить и воспроизвести информацию, ему не интересно познавать новый материал.
Проблемы с речью
Особенности нарушений речи зависят от тяжести и формы ЗПР, а также особенностей основного нарушения. В некоторых случаях может быть незначительные отклонения, в других — системное недоразвитие речевого аппарата. Зачастую у детей с задержкой психомоторного развития достаточно бедный словарный запас. К тому же, они часто допускают ошибки, которые связаны с неправильным или недостаточно точным пониманием известного им слова. Так, ребенок может обозначать с помощью одного и того же слова совершенно разные по смыслу понятия. Причиной этого является недостаточное представление о мире, низкий уровень знаний.
Также часто у малышей бывает темповая задержка речи. Она может быть вследствие различных причин. Побороть эту проблему не составит труда, если заниматься с логопедом, а также следовать всем советам опытных специалистов. Темповая задержка исправляется также с помощью массажей, который помогает активизировать речевой аппарат малыша.
Отставание в мышлении
Дети с проблемами психического и моторного развития плохо умеют или не умеют вовсе владеть всеми интеллектуальными операциями (анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться). Эти особенности детского восприятие проще всего обнаружить во время решения задач на логическое мышление. Их можно вычислить с раннего возраста. К примеру, ребенок с легкостью классифицирует предметы по различным признакам (форма, цвет и т.д.), но при этом ему сложно понять, что можно различать вещи по размеру, материалу, т.е. смотрят на классификацию достаточно поверхностно.
Таким образом, при характеристике предмета малыш с ЗПР назовет в 2 раза меньше признаков, чем его сверстник с нормальным развитием. У таких детей характерна:
Сниженная познавательная активность. Такие дети либо не задают вопросов об окружающем мире, либо спрашивают исключительно о внешних свойствах предметов. Малыши могут быть как несколько медлительными, пассивными, с замедленной речью либо наоборот — многословны, активны, разговорчивы.
Нарушения игровой деятельности. Иногда детям сложно осознать все компоненты сюжетно-ролевой игры. Способы общения, действия, сюжет, главные герои в игре, придуманной малышом, достаточно обыденны и бедны по содержанию.
Мы рассмотрели основные признаки, которыми характеризуется задержка моторного развития малышей, а также проблемы с их психическим освоением действительности.
Родителям на заметку: нормальное развитие малыша — характеристика
Чтобы отследить задержку в нервно-психическом развитии ребенка, родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом, постоянно контролировать его умения и навыки. Для этого необходимо знать, как должен развиваться малыш.
Если ребенку 1 месяц, он должен фокусировать взгляд, следить за движущейся игрушкой, реагировать на голос взрослого, изменять, прекращать плач, лежа на животе поднимать ненадолго голову, издавать короткие звуки, улыбаться при виде взрослого.
Если малышу 2 месяца, он может длительно смотреть на предмет, искать источник звука, поворачивать голову. Ребенок двух месяцев должен уверенно держать голову. Дети в этом возрасте начинают гулить, быстро отвечать улыбкой, когда с ними общаются взрослые.
В 3 месяца у ребенка должны угасать рефлексы новорожденного. Малыш начинает двигаться к игрушке, начинает отводить руки от плеч. Дети в 3 месяца плачут с разнообразной интонационной окраской, поэтому мамы часто понимают, что хочет сказать малыш своим плачем. Во время общения с улыбающимся взрослым, малыш отвечает улыбкой, двигает ножками, ручками, начинает смеяться, издавая радостные звуки.
В 4 месяца малыш может поворачиваться самостоятельно на живот, смеяться в голос. Он уже узнает маму и радуется ее появлению. Дети 4 месяцев поворачивают голову в сторону источника звука, рассматривают руку, разглядывают игрушки.
В 5 месяцев малыш уже может стоять ровно при поддержке взрослых, садиться, внимательно изучает и рассматривает игрушки, тянет их в рот, эмоции выражает с помощью смеха и хныканья.
В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, уже может кушать с ложки, пробует пить из чашки. У крохи начинает формироваться внимание, он умеет по-разному реагировать на ту или иную ситуацию, а также на свое и чужое имя.
Если ребенок отстает по тем или иным характеристикам, родителям в первую очередь необходимо обратиться к специалистам, чтобы выяснить причины происходящего и начать своевременное лечение. Тем не менее, следует отметить, что задержка моторного развития — это промежуточная ниша между патологией и нормой. У детей с отставанием психического развития нет каких-либо грубых нарушений, как, скажем, у детей с проблемами со слухом, зрением, в опорно-двигательной системе и т.д. Задача родителей — не паниковать, а вовремя заметить патологии у малыша и активно бороться с ними.
Опыт показывает, что практически все дети, у которых временная неосложненная форма задержки развития, могут адаптироваться в социальной среде, а также преуспевать в общеобразовательной школе. Для этого нужно чтобы родители и педагоги знали, что все проблемы и трудности, которые возникают в процессе обучения на первых этапах, — это не лень или нежелание малыша учиться, а следствие объективных причин, которые с помощью специалистов могут быть успешно устранены.
Оценить:
(
голосов, оценка:
из 5)