Синдром аспергера у детей симптомы лечение
Синдром Аспергера – это комплекс поведенческих нарушений, проявляющихся сложной социальной адаптацией, нехваткой общения и полной неприспособленностью к нестандартным ситуациям. Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма, но при данном расстройстве у ребенка сохраняется интеллект на фоне незначительного снижения умственных способностей и концентрации внимания.
Первые признаки заболевания обычно появляются у ребенка после 4-5 лет, но некоторые родители не обращают на них внимания, считая клинические проявления синдрома особенностями характера. Если не выявить патологию в раннем возрасте и не провести психологическую коррекцию, ребенок окажется неприспособленным к жизни и будет сильно зависим от родителей и других близких людей.
Содержание
- 1 Синдром Аспергера: общая характеристика
- 2 В каком возрасте проявляется болезнь?
- 3 Симптомы и признаки
- 4 Что делать родителям?
- 5 Историческая справка
- 6 Суть синдрома Аспергера
- 7 Причины
- 8 Характеристика расстройства
- 9 В чем опасность синдрома Аспи
- 10 Сильные и слабые стороны
- 11 Диагностика на основе тестов
- 12 Вопрос – ответ
- 13 Типичные симптомы синдрома Аспергера
- 14 Диагностика синдрома Аспергера
- 15 Лечение синдрома Аспергера
- 16 Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?
Синдром Аспергера: общая характеристика
Дети с данным заболеванием отличаются повышенной возбудимостью, они совершенно не могут контролировать эмоции. Общение со сверстниками обычно не складывается: в детском саду такой ребенок, как правило, играет один, а при попытках детей найти контакт с ним, реагирует агрессией и раздражительностью. Со стороны такие дети кажутся жестокими: они не умеют сочувствовать окружающим, у них нет жалости к животным или к тем, кто нуждается в помощи. Именно поведение ребенка по отношению к животным является первым признаком возможных расстройств, при этом ребенок не причиняет вреда животному, но он не пожалеет бездомного котенка или сбитую машиной собаку.
Умственные способности при синдроме Аспергера сохранены. Большинство детей с данной формой расстройств обладают хорошим интеллектом. Они могут отлично разбираться в какой-то конкретной области, при этом совершенно теряются в других сферах. В школе такие дети обычно учатся довольно плохо, но есть 2-3 предмета, по которым они обладают отличными знаниями.
Важно! Синдром Аспергера – это патология поведенческого характера, при которой не страдают умственные и интеллектуальные способности. Несмотря на это, ребенок нуждается в серьезной коррекции. Если этого не сделать вовремя, болезнь будет прогрессировать, что отрицательно скажется на качестве жизни ребенка в старшем возрасте.
В каком возрасте проявляется болезнь?
Точно диагностировать синдром Аспергера можно после 5 лет, но первые симптомы поведенческих расстройств появляются раньше. Уже в 2-3 года можно заметить, что на детской площадке ребенок держится обособленно от остальных детей, не принимает участия в совместных играх. Дома его сложно чем-то заинтересовать, игры, в которых нужно проявлять фантазию, такому ребенку, как правило, неинтересны.
Обратите внимание! Если в 3 года у ребенка появляются признаки и симптомы болезни Аспергера, необходимо обратиться к детскому психологу. Не стоит дожидаться пятилетнего возраста и ждать, что все пройдет самостоятельно. Оптимальным возрастом для лечения болезни является период с 3 до 5 лет. Именно в этот промежуток дети легче всего поддаются коррекционным методикам.
Симптомы и признаки
Симптомов болезни может быть очень много. Если внимательно понаблюдать за ребенком, можно заметить многие из них даже в раннем возрасте. Основная опасность заболевания в том, что многие явные симптомы не воспринимаются родителями как признаки болезни. Каждый упущенный год жизни закрепляет устоявшиеся поведенческие особенности, исправить которые становится все труднее. Поэтому важно знать, как именно проявляется синдром Аспергера у детей, и вовремя обращаться за помощью к специалистам.
Эмоциональный признак
Дети с синдромом Аспергера слабо проявляют свои эмоции, особенно если они имеют положительную окраску. Они мало улыбаются и смеются, не радуются новым игрушкам и гостям, равнодушно относятся к детским праздникам. На этом фоне очень отчетливо проявляются негативные эмоции, например:
- раздражительность;
- гнев;
- агрессия;
- тревожность.
Приступы агрессии могут сменяться резким спокойствием. Такой ребенок может в сознательном возрасте (3-5 лет) бить маму по лицу, при этом у него отсутствует осознание того, что так делать нельзя. Ребенок с данным заболеванием плохо понимает, какие именно действия приносят боль другим, и не могут контролировать свои действия.
Ограниченность интересов
Очень тревожным является состояние, при котором ребенок интересуется чем-то одним. В возрасте 2-3 лет дети очень любознательны и с большим интересом включаются в новые игры. Дети с болезнью Аспергера увлекаются определенным видом деятельности, при этом их увлечение может доходить до фанатизма. Если такой ребенок не может собрать конструктор, он будет одержим этой целью, и не прекратит попытки, пока не достигнет желаемого.
В школе такой ребенок выбирает один предмет, которой ему нравится. Все остальные для него не представляют интереса, поэтому он не может запомнить даже элементарную информацию. Насторожить родителей должны и другие признаки:
- длительное повторение определенных действий;
- однотипность мышления;
- частое повторение конкретных фраз, отдельных слов (например, цитат из мультфильмов);
- стремление завершить начатое дело, несмотря на физическую усталость;
- отсутствие интереса к играм, в которых нужно проявлять фантазию.
Важно! Игра – основной инструмент познания окружающего мира и адаптации к социальной жизни для ребенка любого возраста. По особенностям, которые проявляются в играх, можно заметить имеющиеся проблемы, поэтому родителям полезно иногда внимательно наблюдать, как себя ведет ребенок во время игры, и как он подходит к решению нестандартных ситуаций.
Физические особенности
Определенные признаки Аспергера можно заметить и в физических особенностях ребенка. У детей с данным синдромом часто наблюдается тремор конечностей. Возникает он неожиданно и длится не более 5-10 секунд, при этом ребенок может быть полностью здоров, и другие симптомы неврологических расстройств, как правило, отсутствуют. Движения у такого ребенка часто неуклюжие, может наблюдаться неправильная постановка стоп во время ходьбы. Особенности, на которые родителям стоит обратить внимание:
- ребенок часто разливает жидкости и опрокидывает тарелки с едой;
- ребенок часто падает, даже если на его пути нет никаких препятствий;
- у ребенка нарушена моторика рук, то есть он не может собирать конструкторы с мелкими деталями, плести изделия из бисера и т.д.;
- ребенок неправильно держит карандаш, кисть, ложку.
Обратите внимание! Перечисленные особенности могут быть как симптомом Аспергера, так и результатом неправильного воспитания. Для исключения возможных патологий лучше всего показать ребенка психологу.
Сложности в общении
Самый главный признак синдрома Аспергера – отсутствие друзей и близких людей, с которыми ребенок хорошо общается. Дети с данным заболеванием тяжело сходятся с людьми любого возраста. Они могут отталкивать воспитателя в детском саду, ударить ребенка, который подошел на детской площадке. На улице и в других местах, где большое скопление народа, такие дети держатся обособленно, не принимаю участия в совместных играх и развлечениях.
Если к ребенку обращается взрослый человек, он может просто проигнорировать обращение. Ребенок с синдромом Аспергера не испытывает стеснительности или смущения – он просто не проявляет интереса к окружающим его людям, предпочитая играть в одиночестве.
Важно! Если ребенок начинает получать удовольствие от одиночества, становится замкнутым и не нуждается в обществе даже близких людей (братьев и сестер, родителей), необходимо срочно принимать меры. Если не провести коррекцию на данном этапе, это может значительно ухудшить качество взрослой жизни и привести к развитию психических расстройств. Дети с синдромом Аспергера, которые не получили лечение в детском возрасте, становясь подростками, могут проявлять суицидальные наклонности.
Другие признаки и частота их диагностирования
К другим симптомам болезни в детском возрасте можно отнести следующие виды поведенческих нарушений и физических особенностей:
- непонимание смысла прочитанного текста;
- хорошо развитая память, при этом часто ребенок не понимает смысла того, что он запомнил;
- дословное понимание любой фразы;
- слабая зрительная память.
Частота проявления симптомов в зависимости от возраста ребенка
Трудности в общении | 65 % | 82 % | 61 % |
Отсутствие друзей | 68 % | 80 % | 89 % |
Плохая зрительная память, непонимание смысла полученной информации | В этом возрасте не оценивается | 74 % | 83 % |
Физические особенности | 72 % | 75 % | 71 % |
Чрезмерное усердие на фоне ограниченного круга интересов | В этом возрасте не оценивается | 44 % | 58 % |
Важно! В основную группу риска входят дети в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этот период болезнь прогрессирует и принимает стабильное течение. Особенно внимательно нужно относиться к детям, у родственников которых есть различные формы аутизма и других интеллектуальных и поведенческих расстройств.
Что делать родителям?
К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных методов диагностирования и лечения патологии. Диагноз ставится врачом психиатром на основании наблюдения за поведением ребенка и его действиями во ситуаций с различной эмоциональной окраской.
Терапия может включать применение медикаментов, направленных на снижение тревожности и агрессии, но основное лечение должны проводить родители. Заключается оно в психологической коррекции. Очень важно соблюдать следующие рекомендации специалистом, чтобы не допустить развития заболевания и помочь ребенку адаптироваться в социуме.
- Если ребенок склонен к одержимости в определенном виде деятельности, важно ограничить время, в течение которого он может заниматься любимым делом. Психиатры рекомендуют не отводить на такие занятия больше 1-2 часов в день.
- Разговаривать с ребенком нужно на «его языке». Родителям и близким не стоит употреблять сложные речевые обороты или слова, значение которых ребенок не понимает. При использовании подобных выражений и фраз нужно обязательно подробно объяснить, что они означают.
- Ни в коем случае нельзя угрожать ребенку, так как дети с синдромом Аспергера все слова воспринимают буквально. Если мама говорит, что отдаст его дяде полицейскому, он начинает в это верить, и это еще больше укрепляет его страхи и тревожность.
- С раннего возраста ребенка нужно учить правилам поведения и нормам общения в коллективах. Это поможет ему легче адаптироваться к условиям окружающей среды и подстроиться под ее требования.
И главное, что нужно всегда помнить родителям: дети синдромом Аспергера – особенные, но это не значит, что ребенок обречен на несчастливую жизнь. При доброжелательном отношении, своевременном выявлении имеющихся проблем и достаточном внимании со стороны родителей такие дети успешно адаптируются в социуме и даже достигают успехов в определенных сферах деятельности. Правильная и своевременная коррекция помогает избежать прогрессирования патологии и увеличивает шансы ребенка на обычную жизнь, ничем не отличающуюся от его сверстников.
Видео — Аутизм у детей
Видео — Что такое синдром Аспергера
Впервые упоминание о таком заболевании как синдром Аспергера отмечено в 1944г. Врач-психотерапевт, наблюдающий за детьми с различного рода психическими отклонениями, выделил данный недуг в качестве самостоятельного заболевания и детально описал его проявления.
Считается что синдром Аспергера – это легкая форма аутизма, психическое отклонение в развитии ребенка, проявляющееся в его своеобразном отношении к людям, окружающим предметам, восприятии новой информации.
На сегодняшний день многие врачи склонны считать синдром Аспергера не заболеванием, а функциональной особенностью деятельности головного мозга, ведь данное состояние не предполагает отставания в интеллектуальном развитии, как это бывает у детей, страдающих аутизмом. О симптомах синдрома Аспергера у детей расскажем в статье.
Как распознать синдром Дауна у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.
к содержанию ↑ Характеристика патологии
Фото мальчика с синдромом Аспергера:
Синдром Аспергера представляет собой состояние, при котором изменяется общее ребенка. Патология имеет врожденный характер, и сопровождает пациента на всем протяжении его жизни.
Ребенок, страдающий данным недугом, не проявляет признаков, характерных для детей-аутистов, имеет довольно высокую способность к социализации в обществе.
Нарушения, возникающие в данном случае, выражены характерной триадой симптомов.
Коммуникация |
Взаимодействие |
Социальное воображение |
Ребенок с синдромом Аспергера нередко путается в выражениях лица, интонации, мимике окружающих людей. Все это порождает проблемы с общением. Такому ребенку сложно первому начать беседу, выбрать тему для разговора, особенно, если он общается с малознакомыми людьми, ведь он не может правильно определить отношение человека к нему и его поведение. |
Характер ребенка с синдромом Аспергера отличается определенными особенностями. Малыш старается держаться подальше от сверстников, предпочитает играть или заниматься каким-либо делом в одиночку. Нередко такие дети не воспринимаются в детском коллективе, становятся изгоями. |
Нередко дети с данным заболеванием обладают развитым воображением, но не могут использовать его в повседневной жизни. Ребенок не способен различить эмоции и ощущения другого человека, не может понять посылы телодвижений и мимики. Ребенок не склонен к творческим занятиям, но игры, основанные на использовании логики, где есть четкий порядок действий, не вызывают у него каких-либо сложностей. |
О причинах и лечении лунатизма у детей читайте здесь.
к содержанию ↑ Причины возникновения
Синдром Аспергера считается врожденной аномалией развития.
Точные причины, способствующие возникновению недуга, на сегодняшний день не изучены. Наиболее вероятной причиной считается генетическая мутация, наследственная предрасположенность.
Кроме того, выделяют и такие неблагоприятные факторы как загрязненная экология, вредное воздействие внешних факторов на организм беременной женщины (курение, употребление алкогольных или наркотических средств) и плода на ранних сроках беременности.
В результате таких воздействий происходит нарушение формирования головного мозга, возникают различного рода аномалии развития данного органа, в результате чего и отмечается нарушение восприятия окружающего мира уже после появления ребенка на свет.
К развитию синдрома Аспергера может привести и родовая травма головного мозга.
к содержанию ↑
Совет от редакции
Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Mulsan Cosmetic, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно. Уверенно рекомендуем официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.
Основные черты заболевания
Дети с синдромом Аспергера обладают целым рядом особенностей, и далеко не все из них можно считать отрицательными.
Положительные качества |
Отрицательные качества |
|
|
Как проявляется фетальный алкогольный синдром у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.
к содержанию ↑ Симптомы и признаки
Для детей с синдромом Аспергера характерны следующие клинические проявления данного состояния:
- Замкнутость, стремление держаться обособленно от сверстников и взрослых.
- Неловкость движений, неуклюжесть при изменении положения тела, использовании различных предметов.
- Недостаточное развитие мелкой моторики рук, в результате чего у ребенка в дальнейшем возникают сложность в обучении письму.
- Недостаточная адаптированность поведения. Ребенок может неадекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в жизни, часто не подчиняется общепринятым нормам поведения, отрицательно относится к любым изменениям привычного для него порядка вещей и действий.
- Эмпатическая неразвитость, которая проявляется в неспособности распознавать выражения лица, жесты, мимику, эмоции и интонации других людей.
- Неспособность в полной мере выражать свои чувства и желания. Отсутствие эмоциональной окраски произносимой речи.
- Отсутствие стремления к общению, поддержанию приятельских и дружеских отношений с другими детьми.
- Сложности, возникающие во время игр на воображение.
- Повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, навязчивым запахам, ярким цветам. Часто бывает так, что ребенок не любит детские мультики, которые обычно интересны его сверстникам. Малыша раздражают яркие краски и обширный звуковой ряд.
- Буквальное восприятие полученной информации. Ребенок не понимает переносных значений слов, сравнений, метафор, чувства юмора.
- Склонность к повторению определенного порядка действий и движений. Например, ребенок выбирает один и тот же маршрут от дома и до школы, и придерживается его постоянно. Во время игр малыш так же демонстрирует четкую последовательность действий, выбранных им единожды. Любые изменения вызывают у ребенка протест и неадекватную реакцию.
- Ребенок проявляет сильный интерес только к какой-либо одной сфере деятельности, может увлеченно рассказывать о ней, посвящать любимому занятию большую часть своего времени, совершенно не интересуясь при этом другими делами.
- Подростки не проявляют никакого интереса к противоположному полу, характерного для данной возрастной категории.
- Склонность к депрессиям, у детей старшего возраста могут возникать суицидальные мысли.
к содержанию ↑ Есть ли разница меду синдромом Аспергера и аутизмом?
Безусловно, это два разных заболевания, которые отличаются друг от друга.
В частности, у детей с аутизмом наблюдается значительное отставание в интеллектуальном развитии, нарушения речи, письма, особое выражение лица, по которому можно легко распознать наличие отклонений.
У детей, страдающих синдромом Аспергера, таких нарушений нет. На первый взгляд ребенок кажется совершенно нормальным, ничем не отличающимся от сверстников. В некоторых случаях имеются определенные нарушения речи, которые, по мнению врачей, являются незначительными, и по мере роста ребенка исчезают.
к содержанию ↑ Тесты для выявления
Для установления наличия синдрома Аспергера и определения степени его тяжести используют специальные тестирования, в виде ответов на вопросы, оценки и восприятии ребенком графической информации, изображенной на предлагаемых ему картинках. В зависимости от возраста пациента врач выбирает один из вариантов тестирования:
- Восприятие картинок для оценки эмоционального недоразвития ребенка. Врач показывает малышу различные графические изображения, и просит его описать свои эмоции и ощущения, возникающие во время их просмотра.
- Врач называет ребенку какие-либо метафоры, слова в их переносном значении, предлагает определить значение символов. Данный тест позволяет определить уровень аутических нарушений и способность ребенка воспринимать нестандартную информацию.
- Для детей старшего возраста предлагается ответить на 100 вопросов, соответствующих должному уровню интеллектуального развития, необходимого для данной возрастной категории.
Рекомендации по лечению невроза навязчивых движений у детей вы найдете на нашем сайте.
к содержанию ↑ Лечение
Для коррекции симптомов заболевания ребенку необходимо соответствующее лечение, которое заключается в формировании у малыша тех навыков, которыми он не обладает.
В частности, это умение общаться с другими людьми, в том числе и с незнакомыми, способность распознавать их эмоции, интонации, особенности поведения, умение правильно воспринимать свои действия и действия окружающих, развитие мелкой моторики и координации движений.
к содержанию ↑ Медикаментозная терапия
Назначать какие-либо медикаментозные препараты для лечения данного недуга опасно, особенно, это касается детей младшего возраста. Однако, при наличии определенных симптомов лекарственная терапия все же необходима. Ребенку назначают препараты следующих групп:
- антипсихотические препараты для устранения возможной агрессии и раздражительности;
- антидепрессанты при склонности к депрессивным состояниям и мыслям о самоубийстве.
Лечение должно назначаться в строго индивидуальном порядке, своевольный прием сильнодействующих лекарственных препаратов категорически запрещен.
к содержанию ↑ Поведенческая коррекция
Основная задача терапии – научить ребенка навыкам общения, выражению своих эмоций и пониманию чужих. Занятия проводятся в групповом режиме, либо в индивидуальном порядке в присутствии родителей.
На начальном этапе лечения предпочтительнее второй вариант, так как в обществе других людей, пусть даже со схожими проблемами, такой ребенок будет чувствовать себя неуютно. В дальнейшем предусмотрен переход на групповую форму занятий.
Помимо поведенческих навыков, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в обществе, ему необходимы лечебные занятия для развития мелкой моторики, координации движений.
к содержанию ↑ Особенности воспитания
Родители детей с особенностями развития должны учитывать их в процессе воспитания и соблюдать определенные правила, которые помогут ребенку лучше чувствовать себя в окружающем его мире:
- Необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, ссоры, крики и прочие негативные обстоятельства неприемлемы.
- Родители должны пополнять свои знания о воспитании и современных методах лечения детей с синдромом Аспергера.
- Необходимо постоянно рассказывать ребенку о правилах поведения, принятых в обществе, однако, делать это необходимо мягко, в ненавязчивой манере.
- Почаще хвалить ребенка даже за незначительные успехи.
- Поощрять малыша за достижения в интересующей его сфере деятельности.
Синдром Аспергера представляет собой нарушение психического и эмоционального развития ребенка. Заболевание носит врожденный характер, однако причины его возникновения на сегодняшний день точно не установлены.
Ребенок с данным заболеванием имеет ряд особенностей характера, причем многие из них можно назвать положительными. Тем не менее, малышу требуется специализированное лечение, которое поможет ему приобрести отсутствующие умения и навыки.
О методах коррекции детей с минимальной мозговой дисфункцией читайте тут.
О синдроме Aспергера у детей расскажет специалист в этом видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!
Синдром Аспергера на сегодняшний день считается одним из интересных состояний развития и типов восприятия окружающей действительности. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли, что синдром Аспергера следует считать не заболеванием, а некоторой особенностью функционирования мозга.
Нередко данный синдром путают с аутизмом, хотя при синдроме Аспергера нет задержки умственного развития, которая в трех случаях из четырех наблюдается при аутизме. Поэтому данное состояние еще называют высокофункциональным аутизмом. Встречается описываемая патология чаще у лиц мужского пола (до 80%). Известно множество людей, у которых имелся подобный синдром: Эйнштейн, Ньютон, Спилберг и даже Сократ.
Историческая справка
Свое название синдром получил от австрийского психиатра Аспергера, который наблюдал детей с подобными расстройствами психики. Сам врач называл данное состояние аутистической психопатией (1944 год). Термин «синдром Аспергера» был введен англичанкой Лорной Уинг (1981 год), работавшей психиатром.
Суть синдрома Аспергера
Данным синдромом называют общее расстройство развития, которое является врожденным и сопровождает человека всю жизнь. Но отличительной чертой служит достаточно высокая способность к социализации, поэтому синдром Аспи (так себя называют пациенты) считается одной из форм высокофункционального аутизма.
Расстройство психики заключается в восприятии окружающего мира, обработке информации и отношении к другим людям. Так как аутизм представлен спектром расстройств, то и проявления синдрома Аспергера у пациентов различаются. Патология относится к «скрытым дисфункциям», потому что по внешнему виду кого-либо невозможно определить ее наличие.
Характерная триада симптомов
Данная патология характеризуется тройкой нарушений:
Процесс коммуникации
Человек с синдромом Аспи испытывает сложности в интерпретации выражения лица, интонаций голоса, жестов и мимики. Обычные люди достаточно просто отличают сердитый тон от ласкового голоса, правильно интерпретируют выражение лица (сдвинутые брови – гнев, злость, улыбка – добродушие и т.д.). Поэтому, скажем так, нормальные люди, правильно воспринимают окружающих и, соответственно, верно реагируют на их поведение.
Люди с синдром Аспергера затрудняются интерпретировать внешние и голосовые проявления окружающих, что создает проблемы в общении и взаимодействии с другими людьми и нередко вызывает тревогу, растерянность и страх. Пациентам с Аспи сложно начать разговор, трудно его закончить, а также выбрать тему для беседы. Часто используют сложные фразы и слова, не понимая их значения. Также не понимают шуток и метафор.
Процесс взаимодействия
Большинство людей с данным синдромом испытывают трудности в создании и поддержании дружеских отношений. Такие люди характеризуются замкнутостью, отчуждением и безразличием. Поэтому такие пациенты, как правило, дети, нередко становятся изгоями в обществе.
Люди с Аспи не понимают неписаные «социальные требования» (нельзя очень близко стоять к человеку или заводить разговор на неуместную тему). Часто пациенты считают окружающих людей непредсказуемыми, которые приводят их в замешательство. Поведение людей с Аспи со стороны нередко выглядит некорректным.
Социальное воображение
Пациенты с данным синдромом зачастую обладают богатым воображением, но в обычную деятельность они не способны его включать, так же, как и творческий аспект. Так как такие люди все подчиняют законам логики. Поэтому пациенты с Аспи не могут, а не хотят, понимать эмоции окружающих, испытывают трудности в интерпретации их мыслей, ощущений и действий. Как правило, упускают из виду послания, которые транслируются языком телодвижений и мимикой.
Однако такие пациенты отличаются склонностью к логическим играм, а творческая деятельность довольно ограничена и характеризуется строгой последовательностью и повторениями. У детей с синдромом Аспи проблемы социального воображения явно проявляются в играх, где следует притворяться или изображать кого-то. Часто такие дети предпочитают занятия, в основе которых лежат системность и логика, например, математика. И, тем не менее, несмотря на сложности с социальным воображением люди с Аспи нередко становятся писателями и художниками (Кэрол Льюис, Ван Гог), музыкантами (Боб Дилан).
Причины
На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.
Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:
- генетически-наследственная предрасположенность;
- родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы;
- токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности.
Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.
Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.
Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.
Вероятные факторы риска
- внутриутробная инфекция или инфекция, перенесенная после рождения (краснуха и токсоплазмоз, цитомегалия и герпес);
- генетически обусловленная предрасположенность;
- токсическое действие опасных веществ в ранние сроки гестации.
Характеристика расстройства
Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4 – 12 лет. Заподозрить признаки синдрома Аспергера весьма проблематично в более раннем возрасте. Например, яркий свет, неприятный аромат или резкий звук вызовет плач у ребенка. Но какой другой ребенок прореагируют на внезапное изменение ситуации спокойно? Или родителей может даже радовать, что малыш играет одними и теми же игрушками, не просит покупать новых, быстро обучается, рано начинает говорить, запоминает множество слов, в том числе и иностранных, умеет считать. Возникают предположения – а не гений ли растущий ребенок? Но ситуация начинает кардинально меняться с возрастом. Соответственно, имеются различия в симптоматике синдрома у детей и у взрослых.
Симптомы расстройства у детей
Классически синдром Аспергера у малыша раскрывается к 5 – 6 годам, когда круг его общения постепенно расширяется (школа или подготовительная группа). Ребенку трудно социализироваться в обществе и он часто становится объектом насмешек, издевательств и даже побоев (как со стороны сверстников, так и со стороны, к сожалению, родителей). Симптомы синдрома Аспергера у детей:
- Хроническая неуклюжесть
Вследствие повышенной сенсорной чувствительности (особое восприятие звуков, запахов и цвета) у ребенка ослабляется восприятие собственного тела, ему сложно перемещаться из помещения в помещение, он постоянно натыкается на препятствия, не может находиться от другого человека на соответствующем расстоянии (несколько поодаль), возникают проблемы с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Почерк у ребенка неровный и неаккуратный, за что получает замечания, походка неуклюжая и неустойчивая, часто нарушена осанка.
- Не участвует в активных и групповых играх
Из-за свое неуклюжести ребенку трудно играть в активные игры, где требуется быстрота, точность и ловкость движений.
- Односторонние хобби
Увлечение каким-либо предметом может достигать фанатичности. Занятия хобби увлекает ребенка на часы, он концентрируется и сосредотачивается на мелочах и деталях, интерес страстный, порой достигает фанатизма. За феноменальную память и расширенные энциклопедические знания таких детей нередко называют маленькими профессорами. Но в жизни, увы, применить своя познания удается не каждому ребенку с Аспи. Но такие дети часто добиваются успеха в области философии и географии, искусства и математики.
- Не любит детские мультфильмы
С одной стороны, малыша раздражает громкий звуковой ряд, а с другой стороны у него отсутствует или весьма ограничена эмпатия (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека). Эмоции и отношения между героями в мультфильме не воспринимаются ребенком.
- Любовь к определенному порядку
Например, если ребенок привык ходить одной и той же дорогой в школу, то он ни за что не изменит свой маршрут, а в случае необходимости перемены маршрута малыш будет чувствовать растерянность и тревогу. Или, если ребенком в определенные часы занимается мама, а в случае ее отсутствия приходит на смену отец (бабушка, дед, тетя и т. д.) это может привести к бурному протесту, слезам и истерике.
- Отказ от общения с незнакомцами
Незнакомые люди вызывают у ребенка протест или нежелание общаться (спрятаться за маму, заплакать).
- Общение с другими детьми
Как правило, такие дети предпочитают игры в одиночку, держатся в стороне от других детей или общаться с более младшими (иногда со взрослыми людьми).
Симптомы расстройства у взрослых
У взрослых с синдромом Аспи труднее диагностировать расстройство, в связи с их более-менее адекватностью оценки собственного состояния, сильных и слабых сторон. При синдроме Аспергера у взрослых ряд симптомов связан с трудностями в социальной адаптации:
- Трудности в общении с другими людьми
Таким людям сложно найти, да и вообще искать общие интересы с окружающими, они имеют проблемы с невербальной коммуникацией (не смотрят собеседнику в глаза, не понимают мимику и язык телодвижений, не могут понять, что человеку неинтересен разговор).
- Трудности с поиском друзей и поддерживанием приятельских отношений
Большинство пациентов с подобным расстройством желали бы иметь друзей, но из-за отсутствия эмпатии, интереса к увлечениям и опыту окружающих им трудно найти общие точки соприкосновения и установить дружеский контакт.
- Незаинтересованность в противоположном поле
Адаптированные взрослые с синдромом Аспи могут завести семью, иметь детей. Но чаще такие люди одиноки.
Несмотря на средний, а нередко и высокий интеллект и высокий профессионализм такие люди редко работают в области управления. По большому счету они не стремятся «сделать карьеру», отдают предпочтение монотонной и однообразной работе (с цифрами, компьютерными программами).
Из-за проблем с социальным воображением взрослым с данным синдромом присущи следующие признаки:
- Не понимают метафор и образных выражений
Как могут быть руки или голова золотыми? Вот же, не из золота, обычный человек. Или если «собака зарыта» — то где она зарыта, кто и зачем ее закопал?
- Не понимают юмор
- Не способны отлить ложь от правды.
Кроме того, у взрослых с синдромом Аспи возникают и трудности с сенсорными ощущениями. Они не могут есть необычную пищу (слишком соленая, пряная или острая), она им кажется гадостью. Не могут пить чай или кофе – слишком горько, не пьют сок – слишком едко. Даже удобная одежда из натуральных материалов им доставляет неудобство и боль.
Нередко люди с данным расстройством принимаются обществом как невежливые и невоспитанные, или даже грубые личности:
- «человек Аспи» говорит то, что думает, то есть «режет правду – матку», не задумываясь об уместности своих высказываний;
- нередко выдают замечания в тех случаях, когда по этикету положено не замечать нерасторопности собеседника (например, «как это вы умудрились просыпать соль на стол?»);
- не могут поддерживать светский разговор;
- не стараются, да и не желают произвести «хорошее впечатление»;
- способны внезапно прервать разговор и уйти (потому как собственные переживания сильнее).
Помимо прочего, такие взрослые отличаются любовью к строго заведенному порядку (полотенца в ванной должны висеть на одном уровне, чашки в шкафу повернуты ручкой в одну сторону). Им трудно перестраивать, если это необходимо (авралы, срочная работа) свой рабочий график. Не любят, когда пользуются их вещами – это нарушение границ жизненного пространства человека с Аспи. Также такие пациенты крайне мнительны и подозрительны. Придя на прием к врачу он несколько раз спросит, мыл ли доктор руки перед осмотром и стерильные ли у него инструменты.
В чем опасность синдрома Аспи
Безусловно, данное расстройство не представляет прямой угрозы жизни и здоровью пациента. Большинство людей, которые прошли социальную адаптацию еще в детстве, нашли свое предназначение в жизни, успешную работу и создали семью. Тем не менее, люди с синдромом Аспи, не прошедшие необходимую коррекцию расстройства, подвержены следующим рискам:
- отсутствие своего места в жизни, попадание в асоциальные слои;
- одиночество, депрессия и тревога, которые требуют серьезного медикаментозного лечения;
- нередко развиваются навязчивые и фобические состояния, которые с трудом корригируются.
Запущенные случаи сопутствующих расстройств часто служат причиной суицида. Люди с синдромом Аспи, как раньше было принято считать, не маньяки, склонные к насилию и агрессии, а скорее жертвы. Ведь даже став взрослым, в «нормальном и воспитанном» обществе такой человек в лучшем случае становится белой вороной, в худшем случае изгоем.
Сильные и слабые стороны
Безусловно, все люди разные, и, конечно, сильно различаются и люди с синдромом Аспи. Тот или иной признак («плохой» или «хороший») может быть у одного пациента проявляться сильнее, а у другого, напротив, отсутствовать. Например, пациентам с данным расстройством нередко присуща неуклюжесть, но некоторые из них становятся прекрасными танцорами.
Сильные стороны
- Уровень ума и памяти, специальный интерес
- хорошо развитый интеллект, часто достаточно высокий;
- развитая разговорная речь, широкий словарный запас;
- умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений);
- умение мыслить визуальными картинками;
- независимо и самостоятельно обучаются;
- мышление нешаблонное, отличается нестандартными подходами.
- СосредоточенностьН
- умеют и предпочитают заниматься делами в одиночестве;
- особый интерес в малоисследованных областях науки;
- умение длительно сосредотачиваться на чтении, писании, проведении опытов;
- не расходуют время на те виды деятельности, которыми интересуются нейротипичные (обычные – так их называют пациенты) люди.
- Внимательны в деталях
- замечают мелкие, и, казалось бы, несущественные детали в идеях и теориях, книгах и фильмах;
- отлично выполняют однотипные задачи, где необходимо соблюдать точность, правильность и порядок выполнения;
- серьезно относятся к работе, стремятся к качественному выполнению.
- Своеобразный юмор
- любовь к игре слов, каламбурам;
- предпочтение к сарказму и сатире.
- Прямота
- говорят только правду, не умеют лгать, даже если это вредит личным интересам или невежливо;
- нуждаются в правилах, точно их соблюдают.
- Желание общаться
- отдают много сил для приобретения социальных навыков;
- не отступают перед непониманием и неудачами;
- вера (вплоть до наивности) в светлое в людях;
- спокойно воспринимают причуды и недостатки других людей, верны и искренни в дружбе и любви.
- Честность, справедливость
- достаточно терпимы, не признают условностей;
- на несправедливость реагируют резко и порой бурно;
- заботятся о других, хотя и нетипичными способами;
- защищают изгоев, угнетенных и прочих «белых ворон»;
- любят и защищают животных.
Слабые стороны
- трудности в понимании «общей» картины;
- отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу интереса;
- не воспринимают чужие эмоции;
- не признают «неписаные» социальные правила, поэтому выглядят бестактными и грубыми;
- трудности в обработке визуальной и слуховой информации;
- проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе;
- чрезмерная честность, даже во вред себе;
- уязвимы в стрессе, что ведет к эмоциональным и психологическим проблемам;
- с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих;
- проблемы со сном;
- проблемы с обобщением концепций, навыков;
- отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом;
- трудности с фильтрацией внешних стимулов, например, шумы на заднем фоне (тиканье часов, дождь за окном и прочее.
Диагностика на основе тестов
Диагноз данного синдрома ставится в возрасте 4 – 12 лет на основании продолжительного наблюдения за пациентом, рассказов родителей и самого больного. Обязательно при подозрении на синдром Аспергера проводятся различные тесты, которые также используются и для диагностики аутизма:
Название теста | Назначение |
Тест ASSQ | Проводится у шестилетних и старше детей. Основан на восприятии разных картинок ребенком и их описания. |
Тест RAADS-R | Проводится у взрослых и определяет различные психические расстройства (боязнь общения, тревожность, депрессию). Вопрос подразумевает подобрать подходящий вариант поступка в той или иной жизненной ситуации. |
Опросник Aspie Quiz | Тест включает сто вопросов, ответы на которые расшифровывают аутические черты синдрома Аспи у взрослых и их вероятные причины. |
Торонтская шкала | Выявляет нестандартные сенсорные ощущения (звук, цвет, кожные ощущения).Также помогает определить отсутствие способности интерпретировать символы и метафоры. |
TAS-20 | Выявляет дефицит эмоций (просмотр картинок и фотографий). |
Вопрос – ответ
Вопрос:
Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?
Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.
Вопрос:
Можно ли избавиться от данного расстройства?
Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.
Вопрос:
Как жить с «человеком – аспергером»?
Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» — ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.
Вопрос:
Передается ли заболевание по наследству?
Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.
Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.
Типичные симптомы синдрома Аспергера
Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.
Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:
- Социальное взаимодействие
Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих. - Социальные коммуникации
Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить. - Социальное воображение
Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.
Еще характерные признаки синдрома Аспергера:
- Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
- Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
- Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.
Диагностика синдрома Аспергера
«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.
В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.
Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.
Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.
На что обратить внимание родителям:
- Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
- Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
- В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
- Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
- Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
- Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
- Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
- Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.
Лечение синдрома Аспергера
В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.
Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.
Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.
Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?
Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:
- Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
- Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
- Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
- Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
- Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
- Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
- Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.
Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.