Моторная алалия у детей симптомы лечение
Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.
Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие речи у ребенка
Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).
Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.
Причины и факторы риска
Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:
- инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
- гипоксия плода;
- токсикозы;
- травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
- высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
- наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность и пр.).
Моторная алалия возникает вследствие поражения речевых центров головного мозга
Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции, пневмония, рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).
Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.
Формы алалии
Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии:
- моторная (экспрессивная);
- сенсорная (импрессивная);
- смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).
Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:
- афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
- эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.
Симптомы моторной алалии
Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.
К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.
При моторной алалии у ребенка наблюдается ограниченный словарный запас или полное отсутствие речи
Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:
- ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
- выпадение звуков из слова (элизия);
- устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
- ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
- объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
- выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.
Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание.
При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.
В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.
Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.
Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.
Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.
Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.
Читайте также:Врожденные патологии и гениальность: 5 известных савантов
10 мифов о кесаревом сечении
5 главных факторов развития невроза у ребенка
Диагностика
Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.
При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.
Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа.
МРТ головного мозга ребенку позволяет подтвердить диагноз «моторная алалия»
Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.
Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.
Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.
Лечение моторной алалии
Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.
Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы, как электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.
Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.
В лечении моторной алалии немаловажная роль отводится развитию у ребенка мелкой и крупной моторики
Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.
При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.
Возможные осложнения и последствия
Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.
Прогноз
Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.
Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.
Профилактика
В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:
- при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
- минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
- избегать травмоопасных занятий;
- избегать чрезмерных физических нагрузок;
- отказаться от вредных привычек;
- сбалансировано питаться;
- выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.
Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:
- регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
- делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
- выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
- избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
- доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
- поддерживать нормальный психологический климат в семье.
Видео с YouTube по теме статьи:
Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!
«Ой, муж/брат/отец вообще в 5 заговорил» — как часто Вам доводилось слышать подобные фразы? Большая часть мам с волнением ждёт, когда её малыш произнесёт первые слова, но по разным причинам этого может не произойти. В таких случаях врачи ставят диагноз «алалия», которая может быть сенсорной и моторной. Что такое моторная алалия? Рассмотрим подробнее.
Содержание
- 1 Описание заболевания
- 2 Признаки и симптомы моторной алалии
- 3 Диагностика
- 4 Лечение и коррекция
- 5 Прогноз и профилактика
- 6 Итоги
- 7 Что такое алалия
- 8 Виды алалии
- 9 Причины алалии у детей
- 10 Как диагностировать алалию
- 11 Алалия у детей — симптомы
- 12 Коррекция и лечение алалии
- 13 Как заниматься дома самостоятельно
- 14 Профилактика
- 15 Причины алалии
- 16 Симптомы алалии
- 17 Лечение алалии
Описание заболевания
Моторная алалия (дальше просто алалия) — патология, при которой плохо развита экспрессивная речь. Данное недоразвитие заключается в затруднениях овладевания основными навыками речи (грамматического строя, словарём и прочим) при нормальном её восприятии. То есть ребёнок говорит плохо или вообще не говорит, но вашу речь понимает нормально.
Механизм патологии основан на расстройстве аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Основной причиной для появления такого расстройства служит патологии центра Брока и относящихся к нему проводящих путей.
Алалия встречается в 2,5 раза чаще у мальчиков, нежели у девочек. Если считать от общего числа дошкольников, то это примерно 0,2–0,6%.
Признаки и симптомы моторной алалии
Развитие речи у алаликов может быть различным, на это влияет:
- возраст, когда было обнаружено заболевание;
- степень поражения мозга;
- общее развитие ребёнка;
- работа родителей с болеющим;
Бывает, что алалик долго молчит, а затем его речь приобретает бурное развитие и быстро исправляется. Бывает наоборот: ребёнок с младенчества гулит, начинает рано говорить, но речь его долго остаётся скудной. Возможно и другое развитие событий.
Ниже перечислены основные симптомы и признаки патологии, для удобства восприятия поделённые на речевые и неречевые.
Речевые
На самом деле, алалики имеют всё необходимо, чтобы нормально говорить. Однако они не могут воспользоваться данными возможностями. Это выражается в:
- Литеральной парафазии (когда звук в слове заменяется на другой).
- Рассеянной и непрекращающейся речи (персеверация).
- Выпадении звуков из слова (элизия).
- Ограничениях словарного запаса. По большей части это касается глаголов и отглагольных форм.
- Замене слов на похожие по звучанию или смыслу.
- Объединении слогов слов (контаминация). Например: кодёт — кот идёт.
- Неправильном согласовании слов.
- Выпадении при разговоре предлогов.
Неречевые
Неречевые симптомы алалии могут проявляться не всегда и не все сразу.
Со стороны нервной системы симптоматика выражена:
- Нарушениями движений мускулатуры лица (апраксией).
- Нарушениями равновесия.
- Неловкостью, из-за чего дети часто падают/бьются о преграды.
- Нарушениями пространственного гнозиса.
- Минимальной мозговой дисфункцией.
К симптоматике психопатологической можно отнести:
- Общее отставание в развитии.
- Расторможенность и импульсивность в действиях.
- Повышенную агрессию и нервозность.
- Плохую адаптацию к окружающим условиям.
- Пониженное внимание.
- Быструю утомляемость.
Диагностика
Прежде всего, для диагностирования заболевания необходимо посетить логопеда. Основной вид диагностики, применяемый в данном случае, это дифференциальная. Она помогает отличить моторную форму алалии от сенсорной.
Поставить диагноз можно, оценив:
- Восприятие речи, которое не должно быть сильно нарушено.
- Понимание речи, опять же, не должно быть сильно нарушено.
- Слуховое восприятие. Должно быть сохранено.
- Отсутствие эхолалии.
- Затруднение в повторении услышанного.
- Желание говорить.
- Активное использование мимико-жестикулятивной речи.
- Компенсирование недостатков речи звукоподражанием, мелодикой или «звуковыми жестами».
- Динамичность улучшений.
Рассматривается также на каком уровне находится:
- активный и пассивный словари;
- грамматический строй речи;
- звукопроизношение;
- слоговая структура;
- фонематическое восприятие;
Помимо посещения логопеда, алалики нуждаются в консультации:
- невролога;
- отоларинголога;
- психолога;
- нейрохирурга;
Чтобы оценить степень поражения мозга врач может назначить:
- ЭЭГ;
- эхоэнцефалографию;
- рентгенографию;
- МРТ.
Чтобы исключить сопутствующие заболевания могут назначаться дополнительные исследования.
Лечение и коррекция
Коррекционные работы должны быть комплексными и включать:
- Медикаментозную терапию. Многие логопеды отрицают эффективность такого лечения, поскольку достоверных данных нет. Ребёнку могут назначать:
- Гаммалон;
- Кортексин;
- Когитум;
- Витамины В12, В15;
- Логопедические занятия. Включают и домашнюю гимнастику и занятия с врачом, направленную на развитие речи.
Рекомендуем посмотреть видео занятия с логопедом: - Массаж. Способствует нормализации тонуса лицевой мускулатуры.
В качестве дополнительного лечения может применяться рефлексотерапия, магнитотерапия, ДМВ, электростимуляция, лазеротерапия, водолечение, ИРТ и прочее.
Прогноз и профилактика
Лечение моторной алалии проходит медленнее, чем у детей с сенсорной формой такой же тяжести. Однако прогноз может быть благоприятным, если не задерживать начало коррекционной работы, занимать с ребёнком ежедневно и комплексно. Здесь всё зависит от степени поражения мозга. Если оно несильное, то речь ребёнка восстановится полностью.
Болезнь всегда проще предупредить, чем лечить. Чтобы избежать появления моторной алалии требуется:
Обеспечить нормальное протекание беременности. Для этого:
- постоянно посещайте гинеколога и строго выполняйте его рекомендации;
- сдавайте все анализы вовремя;
- максимально оградите себя от травмоопасных занятий;
- при посещении больницы носите маску, чтобы минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями;
- откажитесь от лишних нагрузок;
- начните делать щадящие упражнения;
Обеспечить ребёнку нормальное развитие:
- посещать педиатра и других врачей по необходимости/графику;
- не отказываться от прививок;
- заниматься с ребёнком развивающими упражнениями;
- максимально минимизировать травмы (закрыть острые углы, убрать травмоопасные предметы и прочее);
Итоги
В последние годы этот диагноз всё чаще ставится детям по причине универсальности и широкой симптоматике. Однако не всех «молчащих» можно отнести к алаликам, о чём многие врачи забывают. Так что если Вашему ребёнку ставят алалию, а сильных нарушений у него нет, и должного обследования не проводилось, это повод перепроверить диагноз у другого врача. В случае подтверждения возможно оформление инвалидности.
Не стоит паниковать раньше времени. При должном лечении и Вашем усердии ребёнок может заговорить так же, как и его сверстники.
Доброго времени суток, дорогие родители. Так как только люди, непосредственно связанные с малышами, могут интересоваться тем, что такое алалия у детей – симптомы этой болезни проявляются именно у ребят в дошкольном или младшем школьном возрасте. Но если на проблему вовремя не обратить внимания, то последствия могут быть серьезными, вплоть до значительного отставания в умственном развитии.
Сложность в том, что данная дисфункция развития речи малыша до определенного времени может быть незаметной. Родители просто списывают отсутствие речевых навыков у чада на индивидуальные особенности. Мол, одни учатся ходить, ползать, говорить, читать быстрее, другие медленнее, и ничего страшного в этом нет.
А у соседа ребенок вообще до шести лет молчал, и ничего! В чем-то это утверждение верно, но если кроха не умеет «агукать», а в два года говорит всего пару слов – пора бить тревогу.
Что такое алалия
Мало кто из родителей, не столкнувшихся лично с недугом, знают, что такое алалия у детей, каковы ее симптомы и способы лечения заболевания. Тем не менее, от этой проблемы не застрахована ни одна семья.
Алалия – это неврологическая болезнь, характеризующаяся отставанием в развитии речи или ее полным отсутствием. При этом проблема не в нежелании ребенка общаться из-за характера, темперамента или психологических блоков, а в поражении мозговых центров.
Виды алалии
Врачи выделяют два вида болезни, отличающихся по своей сути и симптоматике.
Моторная алалия
это недостаток экспрессивной речи из-за нарушения работы той части мозга, что отвечает за речедвигательную функцию. То есть ребенок все понимает, но не может правильно произнести слова и даже слоги, заменяя некоторые слова или их элементы более простыми или нечленораздельными звуками.
Сенсорная алалия
Второй тип – это сенсорная алалия. Ее определение проще – это невозможность ребенка понимать речь при отсутствии аномалий в строении слухового аппарата.
Характеристика данного заболевания давно разработана врачами-неврологами: при этом виде алалии поражены участки головного мозга, призванные анализировать слуховые импульсы. Простыми словами, ребенок вроде бы слышит речь окружающих, но не может разобрать, что именно говорят, для него это просто набор звуков.
Врачи выделяют три степени болезни:
- 1-я – невозможность понимать и воспроизводить речь;
- 2-я – явные проблемы речи;
- 3-я – отдельные ошибки в произношении.
Причины алалии у детей
Причинами возникновения алалии у детей могут быть разные факторы.
При внутриутробном развитии это:
- инфекции;
- стрессы матери;
- падения;
- вредные привычки (спиртное, курение);
- гормональные сбои;
- отслоение плаценты;
- гипертонус матки.
В родах негативно на речевом развитии могут сказаться:
- использование щипцов;
- долгое нахождение плода в тазу роженицы;
- плохая родовая деятельность;
- отсутствие дыхания после рождения;
- обвитие шеи ребенка пуповиной.
В возрасте до трех лет проблемы с речевым развитием могут спровоцировать:
- менингит;
- энцефалит;
- краснуха;
- черепно-мозговые травмы;
- соматические заболевания.
Как диагностировать алалию
Диагностика проводится сразу несколькими специалистами – психологом, неврологом, логопедом. Все они устанавливают наличие проблем с мозгом и уровень поражения. Эти же специалисты в будущем и будут заниматься лечением болезни.
Но заподозрить неладное и отвести ребенка на раннюю диагностику помогут симптомы болезни.
Алалия у детей — симптомы
Симптоматика болезни может быть ярко выраженной или стертой, последняя усложняет диагностику. В целом же симптомы напрямую зависят от типа алалии.
Моторная алалия
Моторная алалия характеризуется:
- нарушением координации движений;
- в младенчестве кроха не произносит звуков, даже самых простых типа «агу»;
- сложностью в самообслуживании, к примеру, малыш не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки;
- заторможенностью или наоборот гиперактивностью ребенка;
- задержкой умственного развития;
- привычкой общаться не словами, а жестами;
- проблемами артикуляции;
- часто наблюдается заикание;
- использованием простых, примитивных слов, словарный запас очень маленький;
- ребенок вполне понимает, что ему говорят окружающие, может выполнить действия, не связанные с речью (принести предмет, подать игрушку).
Сенсорная алалия
Сенсорному типу болезни присущи:
- недостаточное понимание речи окружающих;
- ребенок путает слова, падежи, переставляет слоги, складывает части разных слов в одно, говорит только начало слова или же его окончание;
- повторяет отдельные слова, не замечая их связи, ведь для него это просто звуки;
- малышу сложно общаться с другими, он плохо социализируется;
- для детей школьного возраста характерна низкая успеваемость.
Сенсомоторная алалия
Сенсомоторной называют комбинированную алалию, при которой нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь, то есть ребенку сложно как понять, что говорят, так и самому что-то произнести.
В этом случае симптомы двух типов соединяются воедино.
Коррекция и лечение алалии
Своевременная и регулярная коррекция речи помогает в большинстве случаев исправить дефект и если не сделать из ребенка оратора, то, по крайней мере, почти сравнять его со сверстниками. К сожалению, тяжелые формы порой бывают неизлечимы, и малыш даже в более взрослом возрасте будет значительно отставать в умственном развитии.
Как правило, лечение является комплексным:
- физиотерапия (использование лазера, электромагнитного излучения, водолечения, акупунктуры, ДМВ для стимуляции работы мозга);
- логопедические тренировки со специалистом для разработки артикуляции и четкого выговора звуков, букв и слов;
- прием витаминных комплексов для активизации мозговых процессов;
- консультации у психолога для устранения возможных отклонений;
- рекомендуется раннее посещение детского сада или групп развития детей для социализации малыша.
При сильных отклонениях в развитии детей бывает проще отправить на обучение в специализированный интернат, где с ними круглосуточно занимаются специалисты. Но далеко не каждый родитель согласиться на такое, правда?
Как заниматься дома самостоятельно
Существуют домашние методы лечения алалии, то есть заниматься проблемой должны не только специалисты, но и сами родители. К примеру, рекомендуется:
- использовать пальчиковые игры дома для стимуляции биологически активных точек на кончиках пальцев ребенка;
- при сенсорной алалии стоит помочь крохе ассоциировать слова с их изображениями, картинками, для этого важно читать книги с картинками, называть предметы, указывая на них;
- часто разговаривать с ребенком, используя простые, понятные слова, делая паузы между фразами;
- поскорее обучить грамоте, это помогает «подтянуться» и быстрее развиваться в умственном плане, не отставать с учебой в школе;
- постоянно работать над правильным произношением слов, исправлять кроху и просить его повторить так, как положено.
Также можно использовать простые логопедические игры, разминки, упражнения. Главное – превратить обучение в игру, а не обязанность, не перенапрягать малыша.
Профилактика
Чтобы предотвратить возникновение болезни у ребенка, нужно:
- тщательно планировать беременность, заранее пройти проверку на инфекции и при необходимости вылечить их, сделать прививки от опасных вирусных болезней;
- при вынашивании малыша избегать стрессов, падений;
- постараться сделать роды максимально успешными – выбрать хороший роддом и нормального врача, своевременно обратиться за помощью, прислушиваться к советам акушера;
- оберегать малыша от болезней, инфекций;
- регулярно показывать его педиатру, а при наличии подозрений на нервные расстройства – невропатологу или психиатру.
Зная, что такое алалия у детей, ее симптомы и способы устранения, в большинстве случаев удается полностью избавиться от проблемы или существенно улучшить ситуацию. Главное – не сдавайтесь и верьте в свои силы и вашего малыша. Желаю успехов, не забывайте о нас, подписавшись на обновления блога!
Наиболее тяжелым в плане лечения и симптоматики среди нарушений речи у детей является развитие у них алалии. Алалия или отсутствие речи – это состояние, связанное с поражением головного мозга, проявляющееся отсутствием у ребенка способности к разговору. При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью. В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации. У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.
Причины алалии
Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.
Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).
Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями. В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее. Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.
Симптомы алалии
Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга. Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих. В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.
Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами. Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы. Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.
Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» — чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.
Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» — Папа купил шарик Кате.
Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.
Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов. Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги. Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.
Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом. В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.
Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения. Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры. Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.
Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.
Лечение алалии
Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.
Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.
Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.
Врач педиатр Литашов М.В.