Астения у детей симптомы лечение комаровский
Астено-невротический синдром у детей относится к категории психических расстройств. Он в детском возрасте провоцируется чрезмерными перегрузками и истощением нервной системы. Врачи называют такую патологию раздражительной усталостью, так как у такого ребенка отмечаются одновременно астения и возбудимость. Заболевание свойственно как детям, так и взрослым. Но в детском возрасте отличается особенной симптоматикой.
Содержание
- 1 Происхождение заболевания
- 2 Причины заболевания
- 3 Симптоматика заболевания
- 4 Сбой в работе вегетативной системы
- 5 Сбой работы коры головного мозга
- 6 Фобии и панические атаки
- 7 Как проводится лечение?
- 8 Общие рекомендации
- 9 Лечение медикаментами
- 10 Лечение народными методами
- 11 Рацион
- 12 Лечение психотерапией
- 13 Реабилитационные мероприятия
- 14 Причины
- 15 Проявления астении у детей
- 16 Лечение
- 17 Правильное питание
- 18 Резюме для родителей
Происхождение заболевания
Этиология недуга может быть генетической или приобретенной. Последняя форма зачастую провоцируется перенесенными травмами в области позвоночника и может проявиться после сильнейших психологических перегрузок, постоянных переживаний и волнений.
Астено-невротический синдром у ребенка 3 лет свидетельствует о генетической предпосылке заболевания. Меланхолический темперамент, который передается по наследству, считается слабым типом нервной деятельности. Именно у детей с таким характером чаще всего проявляется подобная патология.
Возможно, что она наблюдалась и у родителей малыша. Тогда лечение будет гораздо дольше.
В любом случае при наличии астено-невротического синдрома ребенку требуется помощь квалифицированного психолога. Она также требуется и родителям, чтобы помочь сформировать навыки общения с маленьким пациентом. Если астено-невротический синдром у ребенка или подростка не является изолированным и усложненным, то, как правило, прогноз заболевания благоприятен.
Обычно ребенок проходит курсовое лечение. Курс меняется раз в 3-4 месяца.
Причины заболевания
Какие причины имеет болезнь? Астено-невротический синдром у детей может появиться в силу ряда обстоятельств.
К основным факторам можно отнести:
- генетическую предрасположенность;
- гипоксию;
- интенсивную умственную и физическую нагрузку;
- частые стрессы;
- нарушение метаболизма мозга, приводящее к нехватке некоторых веществ;
- перенесенные воспаления головного мозга по типу менингита или энцефалита;
- черепно-мозговую травму;
- интоксикацию организма различными веществами, которые нарушают обменные процессы (часто в роли токсичных веществ в детском возрасте выступают лекарственные препараты, в особенности при несоблюдении дозировок);
- заболевания печени и почек, протекающие в хронической форме;
- патологию щитовидной железы, которая проявляется в повышении продуцирования гормонов, увеличивающих возбудимость;
- дефицит витаминов группы В;
- отрицательные социальные факторы.
Современные представления о болезни, знание ее причин и основных механизмов развития дают возможность проводить эффективную терапию.
Изменение образа жизни ребенка, которое предполагает исключение внешних, провоцирующих развитие неврастении причин (факторы социального характера, перенапряжение умственной или эмоциональной сферы), предотвращает развитие функционального сбоя нервной системы ребенка в будущем.
Симптоматика заболевания
Как выражается астено-невротический синдром у детей? Симптоматика неврастении в детском возрасте заключена в большом количестве различных признаков.
Условно они разделяются на функциональные нарушения вегетативной нервной системы и коры головного мозга.
Сбой в работе вегетативной системы
Проявления неврастении со стороны вегетативной нервной системы могут маскировать патологию внутренних органов. Как протекает астено-невротический синдром у детей?
К основным проявлениям можно отнести:
- неприятные ощущения и чувство покалывания в области сердца, проявления эти выражаются максимально при стрессах, умственных и эмоциональных перегрузках;
- наличие тахикардии;
- повышенное выделение пота.
Иногда астения может сопровождаться небольшим повышением температуры тела до отметки 37,5º С, в особенности если сбой работы центральной нервной системы был вызван увеличением продуцирования гормонов щитовидной железы.
Сбой работы коры головного мозга
Что касается проявлений со стороны коры головного мозга, то в первую очередь сюда следует включить изменения психологического характера.
Среди них можно выделить:
- повышенный уровень утомляемости, усталость не дает ребенку возможность выполнять умственную работу;
- невозможность усидеть на месте, сконцентрировать свое внимание;
- нарушения в сфере памяти и внимания (в первую очередь страдает краткосрочная память, ребенок не может запомнить информацию, потому что не собран);
- измененный эмоциональный фон ребенка, который проявляется в повышенной раздражительности, плаксивости и вспыльчивости;
- нарушения сна (ребенок длительное время не может уснуть, утром с трудом пробуждается);
- частые перепады в настроении.
В целом астено-невротический синдром у детей имеет яркие проявления:
- гиперактивное поведение ребенка;
- снижение внимания;
- капризность и непослушание.
Появление таких симптомов должно стать поводом для обращения к специалисту, который сможет установить возможное нарушение.
Следует отметить, что в детском возрасте признаки болезни выражены более ярко, нежели у взрослых. Это связано с недостаточностью развития высшей нервной деятельности. Иногда толчком к развитию неврастении служит незначительное эмоциональное или умственное перенапряжение.
Как еще проявляется астено-невротический синдром? Симптомы у детей выражаются в общем недомогании. К примеру, находясь в транспорте, ребенок жалуется на укачивание, тошноту, головокружение. У такого ребенка нередко отмечается обморочное состояние.
Если говорить о симптомах неврастении у детей младшего школьного и дошкольного возраста, то у них часто отмечается энурез. При развитии патологии ребенок может предъявлять жалобы на болевые ощущения в области шеи, подергивание глаз. Конечности могут быть сведены судорогами.
Эта симптоматика характеризует запущенную форму астено-невротического синдрома, когда родители не предприняли никаких радикальных шагов для лечения. В этом случае ребенку присущи истеричность и повышенная агрессия.
Что касается признаков заболевания у школьников и подростков, то они выражаются в неспособности концентрировать внимание. Такие дети испытывают трудности как в школе, так и дома.
Родители в этом случае должны проявить максимум терпения, не повышать тон на ребенка, не наказывать его за ошибки и излишнюю нервозность. Наказание и разговор на повышенных тонах лишь усугубят ситуацию и станут благоприятной почвой для укоренения психологической проблемы. В этом случае ребенок может вообще потерять чувствительность и память.
Фобии и панические атаки
В подростковом возрасте признаком заболевания может стать развитие страхов. В дошкольном возрасте такой симптом встречается крайне редко. Иногда признаком неврастении могут стать и панические атаки. У детей могут возникнуть припадки. Проявляется это битьем головой о стену, криками, истериками, падением на землю. В этом случае категорически запрещено наказание.
Все вышеперечисленные симптомы — повод для обращения за помощью к невропатологу.
Как проводится лечение?
Многие интересуются тем, как лечить астено-невротический синдром у детей. Терапия отличается комплексностью. К лечению приступают только после проведения тщательной диагностики причин нарушения функциональности нервной системы. Существуют специальные тесты для определения уровня нарушений, способы инструментальной диагностики для выявления возможных патологий в головном мозге или же сбоя в работе внутренних органов (рентген, магнитно-резонансная томография, энцефалография). Терапия включает рекомендации общего характера и лечение посредством медикаментов и психотерапии.
Как правило, медикаментозная терапия дополняется гимнастикой и физиотерапевтическими процедурами, которые направлены на успокоение нервной системы. Среди них следует отметить дарсонвализацию, электросон и гидротерапию.
Общие рекомендации
Как устраняется астено-невротический синдром у детей? Лечение предполагает проведение общих мероприятий вне зависимости от причин, спровоцировавших появление заболевания у ребенка.
К ним можно отнести:
- пребывание на свежем воздухе, позволяющее насытить кислородом ткани головного мозга;
- достаточную продолжительность сна, которая должна соответствовать возрасту ребенка и составлять не менее 8 часов;
- налаживание рациона с включением достаточного количества необходимых витаминов;
- закаливание;
- устранение негативных воздействий на психику ребенка;
- периодическая смена впечатлений (поездки за город, прогулки на природе с семьей).
Выполнение рекомендаций общего характера позволит предотвратить повторное обострение неврастенического синдрома у ребенка в будущем.
Лечение медикаментами
Как купируется астено-невротический синдром у детей? Лечение медикаментозными средствами показано при выраженных нарушениях функциональной деятельности центральной нервной системы.
Как правило, употребляются препараты, снимающие возбудимость. Они способствуют нормализации работы вегетативной и центральной нервной системы. Применяются «Атаракс», «Адаптол», «Седатив» и другие средства.
Как правильно устранить астено-невротический синдром? Лечение медикаментами у детей проводится в строго индивидуальном порядке. При этом в курс могут быть включены средства других фармакологических групп при наличии заболеваний внутренних органов. Медикаментозное лечение может назначать только невропатолог.
Лечение народными методами
Астено-невротический синдром у детей лечится и травами. Ниже приведены некоторые рецепты, способствующие снятию возбудимости.
- Валериана. Столовая ложка корней растения заливается стаканом кипятка и настаивается в течение 20 минут. Пить настой следует трижды в день. Последний прием осуществляется перед сном.
- Пустырник. Две ст. ложки сухой травы заливаются стаканом кипятка и выдерживаются на водяной бане 15 минут. Средство процеживается и пьется дважды после обеда и перед сном.
- Травяной сбор, включающий мяту, валериану, вахту трехлистную в равных пропорциях. Столовую ложку сбора заливают стаканом кипятка и настаивают на протяжении получаса. После процеживания средство пьется по половине стакана по утрам и вечерам.
Продолжительность лечения травами составляет месяц.
Рацион
Питание ребенка должно быть качественным. В рацион следует включать говяжью печень, морскую рыбу, свежие куриные яйца, молочные продукты, орехи, цитрусы, квашеную капусту, фрукты и овощи, которые богаты витамином С.
Лечение психотерапией
Как лечить болезнь? Астено-невротический синдром у детей устраняется и посредством психотерапии. Она является основой успешного излечения нервной патологии. В зависимости от степени выраженности нарушения функциональности нервной системы могут применяться разные методы.
Психотерапия является словесным воздействием, в ходе которого выявляются травмирующие психику факторы, а также изменяется отношение к ним ребенка.
Нейролингвистическое программирование — один из способов психотерапии, при котором проводится словесное моделирование отношения ребенка к стрессовой ситуации.
Проведение индивидуальных или групповых тренингов, дающих возможность купировать фобии, улучшить социальную адаптацию, в особенности при смене коллектива.
Психотерапевтические методики подбираются в строго индивидуальном порядке на основе диагностики. При условии качественно проведенной терапии прогноз астенического синдрома благоприятен.
Реабилитационные мероприятия
Астено-невротический синдром у детей, причины которого описаны в этой статье, проявляется в агрессии ребенка к окружающим. Такие дети сразу заметны в коллективе. Они конфликтны, склонны обижать других и разговаривать с ними на высоких тонах.
Больные часто плачут, кричат, проявляют протест против привычных действий. К примеру, могут отказаться от приема пищи и закатить истерику.
Такие дети ставятся на учет в детском саду и школе. Они нуждаются в помощи психологов. С ними рекомендовано сдержанное поведение.
Следует отметить, что лечение астено-невротического синдрома — сложный и длительный процесс, после которого ребенок нуждается в реабилитации. Это может быть занятие с психологом, приобщение к прикладному труду, ароматерапия.
Самым главным условием в восстановительный период является исключение нервных перегрузок и соблюдение режима труда и отдыха.
Комментарии
Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61
А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.
Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)
В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией . Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков .
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью . Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении .
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) .
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы . Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. .
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) .
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:
- Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
- Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
- Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
- Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
- Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:
- гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
- гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.
Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна .
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией .
- Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
- Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
- Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
- Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
- Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
- Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.
Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния .
ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) .
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака . Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете .
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов .
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели .
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.
Список литературы находится в редакции.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Астенический синдром у детей представляет собой психологическое расстройство, которое можно назвать нервной слабостью. Морально-психологическому истощению более подвержены дети эмоциональные, легкоранимые, впечатлительные.
Не полностью сформированная нервная система ребенка не успевает адаптироваться к изменившимся условиям – это легче и быстрее, чем у взрослых приводит к нервному истощению.
Причины
Астении подвержены дети, испытывающие повышенные нагрузки в школе, недавно переболевшие инфекционным или иной природы тяжелым заболеванием.
Причин для развития астении у детей достаточно много:
- Переутомление: если ребенок устает от занятий в школе и затем еще дополнительно посещает секции или занятия с репетитором. При этом не остается времени на полноценный отдых, так как нужно еще выполнять домашние задания.
- Особенно подвержены астении дети с ослабленным иммунитетом, особенно после перенесенного инфекционного, неврологического или эндокринного заболевания.
- Изменение гормонального фона у подростков.
- Неправильный режим дня, недостаточная продолжительность сна.
- Умственные перегрузки, чрезмерный поток информации, нерегламентированное времяпрепровождение за компьютером, у телевизора.
- Стрессовая ситуация (перемена привычного уклада жизни при поступлении в детсад и школу, конфликты в семье, в коллективе, просмотр фильма ужасов и т. д.).
- Лечение некоторыми лекарственными препаратами, угнетающими нервную систему.
- Кислородное голодание в тканях головного мозга при отсутствии прогулок на свежем воздухе.
Проявления астении у детей
Астенический синдром может развиться даже у грудничков. Дитя становится капризным, легко возбудимым. Проявлениями астении в этом возрасте могут быть беспричинная плаксивость, пугливость от нерезкого звука.
Ребенок устает при длительном общении с ним, укачивании на руках. Малыш с трудом засыпает, сон у него беспокойный, он часто просыпается, капризничает. Ребенок с астеническим синдромом быстрее уснет в отсутствие родителей, его просто нужно уложить в кроватку и выйти из комнаты.
Психологическое истощение легко может вызвать разлука с мамой при оформлении малыша в детский сад. Поступление в школу с 6 лет, новые требования, необходимость не только просидеть на всех уроках, а и запоминать услышанный материал вызывают астению, проявлением которой являются:
- нервозность;
- замкнутость;
- страх перед контактом с незнакомыми людьми;
- боязнь яркого освещения;
- повышенная утомляемость, ребенок может отказываться даже от любимой игры;
- ухудшение памяти;
- трудности при необходимости сосредоточить внимание;
- головная боль при громком звуке;
- частые головокружения;
- снижение аппетита.
У подростков астенический синдром может проявляться такими признаками:
- нарушение правил общения с окружающими: они грубят родителям, конфликтуют со сверстниками;
- снижение успеваемости;
- желание спорить по любому поводу;
- рассеянность, нарушение внимания;
- повышенная утомляемость;
- плохой аппетит;
- слабость и отсутствие желания что-либо делать;
- периодическая головная боль;
- частая смена настроения;
- нарушение сна.
Все эти проявления могут сочетаться с симптомами заболевания, вызвавшего астенический синдром. Астения – это не однократно отмеченный какой-либо признак, а комплекс нарастающих проявлений.
Если у ребенка отмечаются 3 и больше из перечисленных признаков, следует обращаться за помощью к психологу и педиатру. Диагностировать астенический синдром у детей не всегда легко, проявления его иногда не отличаются от личностных особенностей характера.
Лечение
Специфического лечения нет. Важно выявить причину астенического состояния и устранить ее. Весьма ощутимой может оказаться помощь психолога.
При чрезмерной нагрузке ребенка следует по возможности сократить ее (возможно, отменив занятия в кружках или другие дополнительные нагрузки). При сильно выраженных проявлениях астении может возникать необходимость в дополнительном дне отдыха среди недели. Не менее важно сократить до минимума или совсем исключить компьютерные игры. Следует обратить внимание на создание теплой комфортной обстановки дома, в семье.
Если астенический синдром вызван каким-либо заболеванием, необходима помощь специалиста по его лечению. В некоторых случаях врач может назначить прием лекарственных средств, адаптогенов, витаминных комплексов. Обязательно следует обеспечить ребенку регулярные прогулки на воздухе и полноценное питание.
Правильное питание
При возникновении астенического синдрома питание должно обеспечить поступление в организм не только питательных веществ, а и необходимых микроэлементов, витаминов. Принимать пищу ребенку нужно 5-6 раз в день.
С целью улучшения деятельности мозга следует включать в рацион ребенка продукты, богатые природными ноотропами – аминокислотами пролином, глицином, тирозином, таурином, глютаминовой и y-аминомасляной кислотами.
К таким продуктам относятся:
- говядина;
- мясо птиц;
- печень;
- рыба;
- молоко козы и коровы;
- сметана;
- творог;
- кисломолочные продукты;
- сыр;
- куриные яйца;
- морепродукты (крабы, кальмары, морская капуста, устрицы, моллюски);
- крупы – овсяная, гречневая, рис;
- фрукты: авокадо, бананы;
- соя;
- тыквенные семена;
- миндаль и арахис;
- кунжут;
- желатин;
- зелень: петрушка и шпинат.
Избавиться от подавленного настроения, депрессии поможет употребление таких продуктов:
- блюда из скумбрии, семги, селедки, трески, сардины, лосося;
- куриный бульон;
- морская капуста;
- гречневая или овсяная каша;
- сыр любого сорта;
- фрукты и овощи с яркой окраской (баклажаны, свекла, морковь, перец болгарский, бананы, апельсины, хурма, мандарины, яблоки);
- шоколад и какао;
- орехи.
Снять напряжение и восстановиться после стресса, улучшить концентрацию внимания у детей может помочь употребление в пищу:
- продуктов, богатых магнием: картофеля, бобовых, тыквенных семечек, овощей зеленого цвета, морской капусты, гречневой, пшенной и овсяной каш;
- цельнозернового хлеба;
- орехов;
- папайи и авокадо;
- чая с мятой и мелиссой.
Поступление глюкозы с пищей повышает работоспособность мозга. Она улучшится при употреблении детьми малины, винограда, арбузов, черешни, земляники и вишни. Глюкозу содержат также злаковые и зерновые культуры, овощи (картофель, морковь, тыква, белокочанная капуста).
Справиться с повышенной утомляемостью помогут препараты женьшеня, родиолы розовой, элеутерококка, китайского лимонника, золотого корня. Эти препараты может подобрать и назначать только врач. Заниматься самолечением опасно.
От напитков с кофеином (кофе, крепкий чай) следует отказаться, особенно при сильной возбудимости и склонности к повышению кровяного давления у подростков. Не допускается употребление газированных напитков.
Народная медицина рекомендует для детей свежеприготовленный сок из 2 морковок и 1 грейпфрута, принимать его по 2 ст. л. 2 раза в день.
Полезные продукты в рацион следует подбирать в зависимости от выраженности основных проявлений астении.
Резюме для родителей
Астенический синдром у детей является вторичным состоянием, которое развивается на фоне болезни, непомерных нагрузок, стресса. Задача родителей – помочь любимому чаду справиться с возникшими проблемами. Определенную помощь в этом можно получить с помощью правильного питания.
Первый детский медицинский центр, познавательный видеоролик об астеническом синдроме:
В современных условиях ребенок испытывает множество стрессов. Напряженная учебная программа в школе, большая степень загруженности, конфликты в семье и в коллективе приводят к стойкому нервному перенапряжению, следствием которого становится развитие астенического состояния.
Данное состояние все чаще диагностируется не только у взрослого населения, как это было раньше, но и у детей.
К числу причин развития астенического синдрома у детей можно отнести не только повышенную утомляемость, хроническую усталость, но и частые инфекционные заболевания, сопровождающиеся стойким снижением иммунитета, ухудшением общего самочувствия ребенка.
И это неудивительно, ведь в такой ситуации малыш испытывает большое нервное напряжение, повышенную тревожность. Следовательно, родителям необходимо позаботиться не только об эмоциональном, но и о физическом здоровье крохи.
Как бороться с детской анорексией? Ответ узнайте прямо сейчас.
к содержанию ↑ Особенности заболевания
Дословно данное название можно перевести как слабость и бессилие. И это очень точно отражает суть недуга.
В астеническом состоянии ребенок чувствует себя подавленным, разбитым, у малыша развивается апатия к окружающему миру.
Кроме того, у малыша нарушается режим сна и бодрствования, что еще больше осложняет ситуацию. Отсутствие здорового продолжительного сна негативно сказывается на его состоянии в дневное время.
Наиболее часто заболевание развивается у детей младшего школьного возраста. Связано это с резким изменением распорядка дня, деятельности. В школе, особенно, в начальной, к ребенку предъявляют повышенные требования относительно успеваемости и поведения, чего не было раньше.
Во время урока малыш должен не только ограничивать себя в движении, но и активизировать мыслительную деятельность, чтобы запомнить учебный материал. За короткую перемену малыш не успевает в полной мере отдохнуть, а придя домой, вынужден выполнять домашнее задание.
Такой режим дня способствует развитию стресса, хронической усталости. Кроме того, родители стараются использовать свободное время малыша как можно более продуктивно, отдавая его во всевозможные секции и кружки.
Конечно, это способствует интеллектуальному развитию, но, в конечном итоге может спровоцировать развитие астенического состояния. А это выражается не только в эмоциональном, но и физическом истощении.
Патогенез заболевания предполагает нарушение нервной активности в клетках головного мозга, в нарушении нервных связей.
Это способствует развитию тревожности, состояния подавленности и апатии. С течением времени в организме ребенка наблюдаются такие неприятные процессы, как нарушение клеточного питания, снижение тонуса мышц, их слабость и постепенная атрофия.
к содержанию ↑ Разновидности астении
- Нейроциркуляторная астения имеет симптомы, сходные с признаками заболеваний сердечно – сосудистой системы. Однако, при детальном обследовании у пациента не обнаруживается каких – либо нарушений в деятельности данных органов. Данное состояние развивается на фоне постоянных стрессов и переживаний, частых физических перегрузок, гормональных нарушений, а также при длительной интоксикации организма.
- Функциональная астения может развиваться после перенесенных инфекционных заболеваний, длительных перегрузок, стойких нарушений режима дня. Однако, симптомы данного недуга могут возникать и у совершенно здоровых детей. Как правило, течение недуга имеет обратимый характер, и, если вовремя устранить причину, которая его спровоцировала, эмоциональное состояние ребенка вернется в норму.
- Психическая астения представляет собой нарушение психических процессов, протекающих в организме. Характеризуется их замедленным восстановлением. Основной провоцирующий фактор развития недуга – наличие инфекционных заболеваний, поражающих головной мозг.
- При невротической астении нарушается психическая деятельность организма пациента, что оказывает негативное влияние на его поведение. Заболевание часто является следствием травм, длительного воздействия раздражающих факторов, стрессов.
- Постинфекционная астения развивается после перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ОРВИ, грипп, ангина. Связано это с тем, что даже после выздоровления в организме ребенка в незначительной степени нарушены некоторые обменные процессы, что вызывает ухудшение самочувствия, слабость. В результате этого ребенок становится более раздражительным, развивается данная форма астении.
- Церебральная астения часто становится следствием травм головного мозга. Причинами развития недуга служат также инфекционные заболевания, длительная интоксикация организма, нарушения кровообращения в области головного мозга.
- Кардиальная астения характеризуется нарушениями в работе сердечно – сосудистой системы. Проявляется в виде аритмии, затруднениями дыхания. Заболевание имеет приступообразных характер течения, длительность одного приступа может составлять до 10 минут.
- Органическая астения развивается на фоне инфекционных заболеваний, поражений головного мозга или других внутренних органов. Проявляется в виде повышенной тревожности, раздражительности. Пациента беспокоят головные боли, частые недомогания.
- Физическая астения развивается после длительных физических перегрузок. Характеризуется снижением физической активности, появлением усталости даже после незначительной двигательной деятельности.
У детей нередки и временные проявления астении. Например, симптомы недуга могут возникать в утреннее время, или весной.
к содержанию ↑
Совет от редакции
Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Mulsan Cosmetic, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно. Уверенно рекомендуем официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.
Причины развития
К числу провоцирующих факторов относят:
- нервное и физическое перенапряжение. В том случае, если ребенок подвергается повышенным нагрузкам в школе или детском саду, на всевозможных секциях, необходимо следить, чтобы у него было достаточно времени на отдых. При этом малыш должен отдыхать не только физически, но и эмоционально. Полезны занятия хобби и увлечениями, активные прогулки на свежем воздухе, игры с друзьями;
- заболевания, вызывающие стойкое понижение иммунитета и нарушения гормонального фона;
- неправильный режим дня, малая продолжительность сна;
- прием некоторых лекарственных препаратов, которые способствуют изменениям нервной деятельности организма;
- частые стрессы, неблагоприятная окружающая атмосфера;
- заболевания органов дыхательной системы, в результате которых у ребенка развивается гипоксия мозга (нехватка кислорода). Это приводит к нарушениям мозговой деятельности и развитию астении.
О симптомах и признаках аутизма у ребенка читайте здесь.
к содержанию ↑ Клинические проявления в зависимости от возраста
На сегодняшний день симптомы болезни можно наблюдать у детей различных возрастных групп. Не являются исключением даже дети самого младшего возраста. От возраста ребенка зависят и клинические проявления недуга.
Младенцы до года
Груднички, страдающие астенией, часто плачут, хуже засыпают, испытывают постоянную усталость во время общения с родителями, игр, нахождения на руках. Признаками астении у детей младшего возраста являются:
- Ребенок часто капризничает, долго плачет, даже если он сыт и здоров.
- Малыш плохо засыпает, когда его укачивают, но, становится более спокойным, когда находится в комнате один.
- Пугается звуков, даже достаточно тихих.
- Быстро устает от общения с людьми.
к содержанию ↑ Малыши до 7 лет
По мере взросления симптомы астении проявляются у ребенка все более отчетливо. Он раздражителен, часто устает, боится общества незнакомых людей. Кроме того, могут проявляться и более специфические признаки:
- Боязнь яркого света.
- Непереносимость некоторых запахов, при длительном контакте с которыми у ребенка могут возникать тянущие боли в мышцах.
- Головная боль, проявляющаяся во время шума, громкого звука.
к содержанию ↑ Подростки
Основным признаком развития астенического состояния в подростковом возрасте считается повышенная раздражительность и быстрая утомляемость. Отмечается ухудшение поведения, подросток по любому поводу спорит с родителями, друзьями, становится более агрессивным и конфликтным.
Даже простые бытовые ситуации вызывают острые приступы гнева, неадекватную реакцию. Также наблюдается снижение успеваемости в школе, нарушение внимания.
Как определить аппендицит у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.
к содержанию ↑ К какому врачу обращаться?
Прежде всего, необходимо установить причину, которая вызвала расстройства подобного рода. Для этого необходимо показать ребенка врачу – терапевту. Так, если причиной астении стала инфекция, ее необходимо устранить.
В некоторых случаях, для нормализации состояния необходимо просто скорректировать режим дня, дать ребенку больше времени на отдых и занятие любимыми делами.
Если же по прошествии 2-3 месяцев ситуация не улучшится, придется показать ребенка психологу, а затем, возможно, и неврологу, если установлено, что имеют место неврологические нарушения.
к содержанию ↑ Лечение
Как лечить детскую астению? Астеническое состояние нельзя оставлять без внимания: обычная, на первый взгляд, усталость, может спровоцировать серьезные для детского организма последствия, вплоть до опасных неврологических и физических нарушений.
Лечение осуществляется при помощи специальных медикаментозных препаратов, однако, немаловажным фактором остается и нормализация образа жизни и распорядка дня ребенка.
к содержанию ↑ Медикаментозная терапия
Ребенку назначают фармакологические препараты следующих групп:
- адаптогены – препараты, повышающие активность, энергичность (экстракт женьшеня, лимонника);
- ноотропы, улучшающие мозговую деятельность (Ноотропил, Аминалон);
- успокоительные средства, снимающие тревожность, раздражительность (Ново-пассит);
- антидепрессанты, транквилизаторы, способствующие устранению сильных нервных напряжений. Назначают в особо тяжелых случаях;
- нейролептики – препараты для лечения острых проявлений психоза;
- витаминные комплексы, способствующие укреплению организма в целом.
к содержанию ↑ Коррекция образа жизни
Для устранения и предупреждения симптомов астенического состояния необходимо установить правильный распорядок дня, нормализовать режим питания. Рекомендуется:
- Предоставлять ребенку достаточное количество времени для отдыха.
- Обеспечивать полноценный сон продолжительностью не менее 7-9 часов в зависимости от возраста (чем младше ребенок, тем больше часов для сна ему требуется).
- Сон должен приходиться на ночное время. В противном случае возможно стойкое нарушение биоритмов организма.
- Необходимо обеспечить ребенку спокойную и благоприятную атмосферу не только дома, но и в школе (дошкольном учреждении).
- Защищать ребенка от стрессов, конфликтных ситуаций.
- Обеспечить ежедневные умеренные физические нагрузки (утренняя гимнастика, активные прогулки на свежем воздухе).
- Важно разработать правильный рацион питания. Ребенок должен употреблять в пищу нежирное мясо, рыбу, молочные продукты, фрукты и овощи.
Рекомендации педиатров по лечению атопического дерматита вы найдете на нашем сайте.
к содержанию ↑ Немедикаментозный подход
К таким методам терапии относят:
- Употребление успокаивающих травяных настоев (можно использовать корень валерианы, пустырник, ромашку).
- Психотерапия различной направленности (необходима как для улучшения общего эмоционального состояния ребенка, так и для устранения отдельных психических расстройств, причин развития астении).
- Физиопроцедуры, включающие в себя занятия лечебной физкультурой, расслабляющий или, наоборот, тонизирующий массаж, водную терапию (например, душ Шарко), иглоукалывание, ароматерапию.
Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, обращать внимание даже на такие, на первый взгляд, незначительные признаки, как усталость, раздражительность.
В противном случае возможно развитие серьезных нервных нарушений. Важно учитывать, что на ранних стадиях развития астении, заболевание лечится достаточно просто, нужно просто не упустить момент и вовремя показать ребенка специалисту.
Клинический психолог расскажет об астеническом синдроме в этом видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!