Астения симптомы и лечение у детей
Астения (или астенический синдром) – это состояние, характеризующееся постоянной слабостью и повышенной утомляемостью. При данном синдроме больной постоянно находится в состоянии нервного напряжения: это проявляется раздражительностью, плаксивостью, в тяжёлых случаях может даже возникнуть апатия ко всему, что происходит вокруг.
Затяжное пребывание в состоянии астении чревато крайним эмоциональным истощением организма, нарушениями в передаче нервных импульсов и другими, более серьёзными проблемами. Особенно опасен астенический синдром для детей, так как может оказывать непосредственное влияние на здоровье ребёнка и его развитие.
Симптомы Признаки астении у детей в возрасте до 1 года
К сожалению, астенический синдром всё более часто встречается у детей младшего возраста.
Некоторые симптомы можно заметить даже в период младенчества, так как предрасположенность к подобному состоянию может быть наследственной. В возрасте до года такие дети отличается сильной возбудимостью: они могут уставать, когда их долго держат на руках, трясут на коленях или даже просто разговаривают с ними.
Очень часто у грудных детей с астеническим синдромом проявляются различные нарушения сна: они часто просыпаются ночью, капризничают, могут долго плакать и с трудом засыпают. Укладывая спать такого ребёнка, не стоит долго качать его на руках или петь колыбельные – лучше всего спокойно положить малыша в кроватку, поцеловать и выйти из комнаты.
Также у грудных детей, как правило, проявляются и другие признаки наследственной астении:
- Ребёнок часто и долго плачет при отсутствии причин (необходимо убедиться, что малыш сыт, и у него ничего не болит);
- Малыш лучше засыпает, если его оставить в комнате одного (в том числе, и во время дневного сна);
- Кроха пугается даже звуков слабой и умеренной интенсивности;
- Общение с любыми людьми, кроме родителей, утомляет малыша, и он быстро начинает капризничать.
Признаки астении у детей в возрасте до 7-10 лет
По мере взросления ребёнка астенический синдром проявляется всё более отчётливо – ребёнок становится нервным, замкнутым, быстро устаёт. Такие дети бояться оставаться с незнакомыми людьми, им тяжело адаптироваться вне дома (например, в гостях).
В садике воспитатели могут отмечать, что ребёнок часто плачет по любому поводу, тяжело засыпает во время дневного сна, иногда даже может проявлять агрессию по отношению к другим детям.
В возрасте 8-10 лет у детей могут давать знать о себе достаточно специфические признаки данного расстройства, например:
- Болезненность при возникновении яркого света;
- Мышечная боль, появляющаяся при сильных запахах;
- Сильная головная боль, когда ребёнок слышит резкие и громкие звуки.
Диагностировать астению у маленьких детей довольно сложно. Связано это с размытой клинической картиной, характеризующей данное состояние. Частые капризы и пугливость нередко списывают на особенность характера, а возникновение болевых ощущений объясняют возможным развитием заболевания или просто усталостью.
Важно! Нельзя игнорировать признаки, указывающие на возможный астенический синдром у маленьких детей, так как это может привести к таким неприятным осложнениям, как энурез и различные формы заикания.
Признаки астении у подростков
В подростковом возрасте главным симптомом, позволяющим заподозрить астению, становится постоянная хроническая усталость и раздражительность. Такие дети часто грубят родителям, спорят по малейшему поводу, с ними тяжело общаться человеку, не осознающему особенности такого состояния.
У детей с астеническим синдромом падает успеваемость на школьных занятиях, они становятся рассеянными, невнимательными, могут совершать самые нелепые ошибки, даже несмотря на то, что до этого отлично разбирались в определённой теме.
Отношения в коллективе, как правило, становятся очень натянутыми: ребёнок часто конфликтует с товарищами, злится, может оскорблять своих сверстников.
Очень важно не путать астению с усталостью. Основной отличительной особенностью астенического синдрома является то, что слабость и разбитое состояние появляются независимо от физической активности и других видов деятельности!
Причины
Сложно назвать какие-то конкретные причины, вызывающие подобное состояние в детском возрасте. Однако, можно выделить факторы, способствующие появлению данного синдрома:
- Наследственность. Если один из родителей (чаще всего женщина) страдает астенией, то риск проявления нарушений у ребёнка возрастает в несколько раз.
- Неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Ребёнок, постоянно находящийся в стрессовом состоянии и наблюдающий каждодневные скандалы, неизбежно столкнётся с проблемами неврологического характера.
- Недавно перенесённое серьёзное эмоциональное волнение.
Помимо этого, могут быть и другие, более серьёзные причины, вызывающие астенический синдром.
Вид астении | При каких патологиях возникает |
Астено-депрессивный синдром | Нарушения в работе центральной нервной системы, тяжёлые формы депрессивного состояния |
Церебрастения (органическая астения) | Энцефалит, менингит, нарушение кровообращения и травмы головного мозга |
Соматогенная астения | Инфекционные заболевания, нарушения в работе органов эндокринной системы, злокачественные опухоли, заболевания крови, патологии нервной системы |
Нейроциркуляторная астения | Сердечная недостаточность, артериальная гипертензия и гипотензия. |
Витальная эндогенная астения | Шизофрения в начальной стадии |
Лечение
Лечение астенического синдрома включает в себя комплекс мер, позволяющих добиться хороших результатов:
- Устранение основного заболевания. Ребёнка, подверженного проявлениям характерных для астении признаков, необходимо обязательно показать врачу. Скорее всего, понадобится полное обследование, так как выявить причину только на основе визуального осмотра и анализов очень сложно. После того, как будет установлен точный диагноз, ребёнку будет назначено соответствующее лечение.
- Медикаментозная терапия. В зависимости от степени выраженности синдрома ребёнку могут быть назначены препараты для избавления от гипоксии. Помимо них могут применяться улучшающие работу нервных клеток и стимулирующие развитие памяти лекарства (например, «Глицин»). Препараты ноотропной группы улучшают обмен информацией между полушариями головного мозга. В обязательном порядке подбирается поливитаминный комплекс (с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка).
- Коррекция режима. Это очень важное условие для улучшения самочувствия ребёнка. Именно строгое соблюдение режима обеспечивает половину успеха в лечении астении.
Рекомендации по режиму
Самое главное, что необходимо ребёнку с нарушениями в работе нервной системы – обеспечить достаточный отдых. Помимо этого крайне важно регулярное поступление всех жизненно важных витаминов и минеральных веществ, а также кислорода. Именно поэтому режим играет такую значимую роль в лечении астенического синдрома.
Родителям таких детей можно рекомендовать следующее:
- Исключить из рациона ребёнка напитки с большим содержанием кофеина (кофе, чай), так как они оказывают возбуждающее действие на неокрепшую нервную систему. Их желательно заменить морсами, компотами и свежевыжатыми соками.
- Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Этот пункт важен для всех детей без исключения. На улице необходимо проводить не менее 2-3 часов (в любую погоду за исключением сильной метели и ветра).
- Обеспечить разнообразное, богатое витаминами питание.
- Детям с подобными нарушениями в качестве обязательного правила рекомендуется дневной сон. Это необходимо для избегания перенапряжения и профилактики повышенной утомляемости.
- Желательно максимально (насколько это возможно, конечно) освободить детскую комнату от электрических приборов: обогревателей, телевизора, компьютера.
- Проветривать помещение детской следует около 5-6 раз в день (не менее 10 минут).
- При сильно выраженной астении имеет смысл поговорить с классным руководителем о возможности снижения нагрузки в рамках школьной программы.
- Не менее важен и полноценный, здоровый сон. Стоит ограничить просмотр фильмов и передач, а также работу за компьютером за час до ночного сна.
Содержание
Похожие статьи
Астенический синдром у детей представляет собой психологическое расстройство, которое можно назвать нервной слабостью. Морально-психологическому истощению более подвержены дети эмоциональные, легкоранимые, впечатлительные.
Не полностью сформированная нервная система ребенка не успевает адаптироваться к изменившимся условиям – это легче и быстрее, чем у взрослых приводит к нервному истощению.
Причины
Астении подвержены дети, испытывающие повышенные нагрузки в школе, недавно переболевшие инфекционным или иной природы тяжелым заболеванием.
Причин для развития астении у детей достаточно много:
- Переутомление: если ребенок устает от занятий в школе и затем еще дополнительно посещает секции или занятия с репетитором. При этом не остается времени на полноценный отдых, так как нужно еще выполнять домашние задания.
- Особенно подвержены астении дети с ослабленным иммунитетом, особенно после перенесенного инфекционного, неврологического или эндокринного заболевания.
- Изменение гормонального фона у подростков.
- Неправильный режим дня, недостаточная продолжительность сна.
- Умственные перегрузки, чрезмерный поток информации, нерегламентированное времяпрепровождение за компьютером, у телевизора.
- Стрессовая ситуация (перемена привычного уклада жизни при поступлении в детсад и школу, конфликты в семье, в коллективе, просмотр фильма ужасов и т. д.).
- Лечение некоторыми лекарственными препаратами, угнетающими нервную систему.
- Кислородное голодание в тканях головного мозга при отсутствии прогулок на свежем воздухе.
Проявления астении у детей
Астенический синдром может развиться даже у грудничков. Дитя становится капризным, легко возбудимым. Проявлениями астении в этом возрасте могут быть беспричинная плаксивость, пугливость от нерезкого звука.
Ребенок устает при длительном общении с ним, укачивании на руках. Малыш с трудом засыпает, сон у него беспокойный, он часто просыпается, капризничает. Ребенок с астеническим синдромом быстрее уснет в отсутствие родителей, его просто нужно уложить в кроватку и выйти из комнаты.
Психологическое истощение легко может вызвать разлука с мамой при оформлении малыша в детский сад. Поступление в школу с 6 лет, новые требования, необходимость не только просидеть на всех уроках, а и запоминать услышанный материал вызывают астению, проявлением которой являются:
- нервозность;
- замкнутость;
- страх перед контактом с незнакомыми людьми;
- боязнь яркого освещения;
- повышенная утомляемость, ребенок может отказываться даже от любимой игры;
- ухудшение памяти;
- трудности при необходимости сосредоточить внимание;
- головная боль при громком звуке;
- частые головокружения;
- снижение аппетита.
У подростков астенический синдром может проявляться такими признаками:
- нарушение правил общения с окружающими: они грубят родителям, конфликтуют со сверстниками;
- снижение успеваемости;
- желание спорить по любому поводу;
- рассеянность, нарушение внимания;
- повышенная утомляемость;
- плохой аппетит;
- слабость и отсутствие желания что-либо делать;
- периодическая головная боль;
- частая смена настроения;
- нарушение сна.
Все эти проявления могут сочетаться с симптомами заболевания, вызвавшего астенический синдром. Астения – это не однократно отмеченный какой-либо признак, а комплекс нарастающих проявлений.
Если у ребенка отмечаются 3 и больше из перечисленных признаков, следует обращаться за помощью к психологу и педиатру. Диагностировать астенический синдром у детей не всегда легко, проявления его иногда не отличаются от личностных особенностей характера.
Лечение
Специфического лечения нет. Важно выявить причину астенического состояния и устранить ее. Весьма ощутимой может оказаться помощь психолога.
При чрезмерной нагрузке ребенка следует по возможности сократить ее (возможно, отменив занятия в кружках или другие дополнительные нагрузки). При сильно выраженных проявлениях астении может возникать необходимость в дополнительном дне отдыха среди недели. Не менее важно сократить до минимума или совсем исключить компьютерные игры. Следует обратить внимание на создание теплой комфортной обстановки дома, в семье.
Если астенический синдром вызван каким-либо заболеванием, необходима помощь специалиста по его лечению. В некоторых случаях врач может назначить прием лекарственных средств, адаптогенов, витаминных комплексов. Обязательно следует обеспечить ребенку регулярные прогулки на воздухе и полноценное питание.
Правильное питание
При возникновении астенического синдрома питание должно обеспечить поступление в организм не только питательных веществ, а и необходимых микроэлементов, витаминов. Принимать пищу ребенку нужно 5-6 раз в день.
С целью улучшения деятельности мозга следует включать в рацион ребенка продукты, богатые природными ноотропами – аминокислотами пролином, глицином, тирозином, таурином, глютаминовой и y-аминомасляной кислотами.
К таким продуктам относятся:
- говядина;
- мясо птиц;
- печень;
- рыба;
- молоко козы и коровы;
- сметана;
- творог;
- кисломолочные продукты;
- сыр;
- куриные яйца;
- морепродукты (крабы, кальмары, морская капуста, устрицы, моллюски);
- крупы – овсяная, гречневая, рис;
- фрукты: авокадо, бананы;
- соя;
- тыквенные семена;
- миндаль и арахис;
- кунжут;
- желатин;
- зелень: петрушка и шпинат.
Избавиться от подавленного настроения, депрессии поможет употребление таких продуктов:
- блюда из скумбрии, семги, селедки, трески, сардины, лосося;
- куриный бульон;
- морская капуста;
- гречневая или овсяная каша;
- сыр любого сорта;
- фрукты и овощи с яркой окраской (баклажаны, свекла, морковь, перец болгарский, бананы, апельсины, хурма, мандарины, яблоки);
- шоколад и какао;
- орехи.
Снять напряжение и восстановиться после стресса, улучшить концентрацию внимания у детей может помочь употребление в пищу:
- продуктов, богатых магнием: картофеля, бобовых, тыквенных семечек, овощей зеленого цвета, морской капусты, гречневой, пшенной и овсяной каш;
- цельнозернового хлеба;
- орехов;
- папайи и авокадо;
- чая с мятой и мелиссой.
Поступление глюкозы с пищей повышает работоспособность мозга. Она улучшится при употреблении детьми малины, винограда, арбузов, черешни, земляники и вишни. Глюкозу содержат также злаковые и зерновые культуры, овощи (картофель, морковь, тыква, белокочанная капуста).
Справиться с повышенной утомляемостью помогут препараты женьшеня, родиолы розовой, элеутерококка, китайского лимонника, золотого корня. Эти препараты может подобрать и назначать только врач. Заниматься самолечением опасно.
От напитков с кофеином (кофе, крепкий чай) следует отказаться, особенно при сильной возбудимости и склонности к повышению кровяного давления у подростков. Не допускается употребление газированных напитков.
Народная медицина рекомендует для детей свежеприготовленный сок из 2 морковок и 1 грейпфрута, принимать его по 2 ст. л. 2 раза в день.
Полезные продукты в рацион следует подбирать в зависимости от выраженности основных проявлений астении.
Резюме для родителей
Астенический синдром у детей является вторичным состоянием, которое развивается на фоне болезни, непомерных нагрузок, стресса. Задача родителей – помочь любимому чаду справиться с возникшими проблемами. Определенную помощь в этом можно получить с помощью правильного питания.
Первый детский медицинский центр, познавательный видеоролик об астеническом синдроме:
Комментарии
Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61
А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.
Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)
В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией . Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков .
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью . Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении .
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) .
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы . Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. .
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) .
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:
- Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
- Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
- Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
- Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
- Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:
- гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
- гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.
Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна .
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией .
- Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
- Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
- Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
- Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
- Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
- Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.
Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния .
ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) .
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака . Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете .
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов .
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели .
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.
Список литературы находится в редакции.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)