Нервное истощение симптомы лечение у ребенка
Врачи бьют тревогу, большое число заболеваний, присущих взрослому организму стали проявляться и у младшего поколения. Сюда же относится и неврастения, у детей она возникает из-за различных факторов, нарушающих работу нервной системы. Чтобы предупредить усугубление состояния, следует более детально ознакомиться с недугом.
Для тех, кто плохо ориентируется в медицинской терминологии, сложно понять, что означает неврастения — детская нервная патология. Данный вид расстройства напрямую связан с ЦНС, которая подвергается перегрузкам как умственного, так и физического характера. Чаще всего с проблемой сталкиваются состоятельные, амбициозные родители, требующие от любимого чада высокой успеваемости в различных видах занятий. Сюда же относится школа, спортивная секция, посещение кружков и т.д. Ребенок, к которому направлены завышенные требования, в определенный момент не выдерживают и тогда проявляются симптомы неврастении у детей. Если говорить кратко, астенический синдром (второе название болезни) — это показатель хронической усталости нервной системы. При чрезмерных нагрузках, возникают различного рода нарушения ЦНС временного характера и если вовремя предпринять адекватное лечение, все восстановиться. Но для этого стоит внимательно ознакомиться с моментами, способствующими недугу.
Детскую неврастению вызывают разные факторы, связанные с нарушением работы нервной системы
Содержание
- 1 Детская неврастения: причины
- 2 Неврастения: симптомы у детей
- 3 Диагностика и лечение неврастении у детей
- 4 Может ли астения привести к осложнениям
- 5 Как вести себя родителям
- 6 Профилактика астенического синдрома
- 7 Что такое истощение нервной системы?
- 8 Причины истощения нервной системы
- 9 Симптомы истощения нервной системы
- 10 Лечение истощения нервной системы
- 11 Обычная реакция нервной системы ребёнка
- 12 Уравнительная фаза в деятельности мозга
- 13 Парадоксальная фаза – запредельное истощение
- 14 Парадоксальная реакция на действие некоторых лекарств.
Детская неврастения: причины
В списке факторов, вызывающих расстройство нервной системы ребенка, выделяют самые популярные:
- Трудности с адаптацией. К 5-6 годам ребенок знакомится с окружающим миром и одноклассниками, что зачастую вызывает беспокойство.
- Атмосфера в доме. Конфликты взрослых, скандалы, чрезмерно строгий контроль способны негативно влиять на еще не сформировавшуюся психику малыша.
- Врожденные особенности. У каждого дитя свой, особый характер. Среди них есть замкнутые, отчужденные, неразговорчивые «личности». А такие черты могут стать первопричиной неврастении в более старшем возрасте.
- Стрессы. Психологическая травма, крик, испуг могут способствовать не только развитию легких нервных расстройств, но и более серьезных психических патологий.
- Вина. Свершив какое-то неправильное действие, дети также чувствуют угрызения совести, они плохо переносят ссоры с родителями.
- Инфекционные заболевания.
- Нарушение работы эндокринной системы.
- Неполноценный или неправильный рацион. Недостаток витаминов в детском возрасте приводят к патологиям в ЦНС, психическим расстройствам.
- Диеты. В подростковом возрасте, девочки начинают обращать внимание на свою фигуру, пытаются быть похожими на худых моделей. Чрезмерное увлечение скудным питанием или отказ от пищи приводит, к различного рода, нервным заболеваниям, в том числе и астеническому синдрому.
- Поведение родителей. Авторитаризм, чрезмерная строгость взрослых, заставляющих ребенка заниматься тем, что ему не мило вызывает личный протест, развиваются неврологические расстройства.
Постоянный стресс вызывает нервное истощение, что мешает сосредоточиться на занятиях. Получается замкнутый круг — родители злятся, повышают голос, наказывают — ребенок уходит « в себя».
Неврастения: симптомы у детей
В дошкольном и школьном возрасте детям присущи чрезмерная возбужденность, капризность, вспыльчивость. Астенический синдром может начаться с казалось бы, невинных поступков — малыш начинает манипулировать родителями для достижения желаемого. С развитием недуга, присоединяется капризность, а также:
- раздражительность, вспышки гнева на «ровном месте»;
- неусидчивость, отсутствие концентрации внимания, неспособность сосредоточиться;
- интеллектуальные занятия утомляют физически;
- вялость, утомляемость без уважительных причин;
- нарушение сна, чуткость, бессонница, просыпания по ночам;
- нестабильность кровяного давления, то резко возрастает, то падает;
- слабость, сопровождаемая болями в животе, в области сердца;
- мигрень, головокружение;
- аритмия;
- дрожь в конечностях;
- чрезмерное потоотделение, ладошки и стопы мокрые;
- непроизвольное мочеиспускание;
- сбивчивость речи, глотание слов, нечленораздельные высказывания.
Неврастению у детей можно определить по ряду симптомов
Диагностика и лечение неврастении у детей
Уважающий себя врач перед тем, как приступить к лечению нервного недуга, проводит детальную диагностику.
Во время опроса, доктору важно знать:
- какова атмосфера в семье;
- каковы взаимоотношения ребенка с одногодками, родителями, учителями;
- при каких обстоятельствах возникают приступы истерии, раздражительности.
В завершении, специалист слушает сердцебиение, измеряет температуру тела, давление, состояние кожи.
Комплексное лечение включает разные подходы, все зависит от степени тяжести состояния ребенка. Если неврастения, симптомы и признаки которой мы уже изучили, проявляется в легкой форме, достаточно обращения к детскому психологу.
Назначаются препараты, улучшающие микроциркуляцию крови в головном мозге, что способствует полноценному питанию клеток.
Средства, способствующие коммуникативности, приспособляемости организма ребенка к переменам обстоятельств.
В запущенных случаях дополнительно потребуется помощь психотерапевта.
Важно: медицинские препараты, психотерапия не принесут позитивного эффекта, если взрослые не изменят своего отношения. В первую очередь, нужно перестать быть столь требовательными и мучить дитя завышенными запросами.
Может ли астения привести к осложнениям
Нормальных родителей всегда волнует вопрос, могут ли симптомы неврастении у детей привести к серьезным последствиям. В нашем случае существуют моменты, которые могут радикально повлиять на качество жизни ребенка:
- Нарушенная психика вызывает проблемы с адаптацией, что отрицательно сказывается на успеваемости, взаимоотношениях.
- Неврологическое расстройство нередко приводит к затяжной депрессии, которая может перерасти в психическую патологию.
Важно: чтобы не допустить развития осложнений, при проявлении первых признаков болезни, нужно немедленно обратиться к доктору и следовать его рекомендациям.
Затяжная депрессия у ребенка может перерасти в опасные психические патологии
Как вести себя родителям
Важной составляющей в лечении дитя является отношение взрослых к проблеме. Необходимо придерживаться общепринятых рекомендаций специалистов, способствующих улучшению состояния.
- Питание. В рацион ребенка следует включить полезные продукты, овощи, фрукты, белое мясо, рыбу, в которых масса микроэлементов, витаминов, минералов.
Жареная, острая, жирная, копченая пища, консервации нарушают работу ЖКТ, обменные процессы, метаболизм, вызывают ожирение, расстройство ЦНС.
- Детям полезны легкие физические нагрузки — занятия физкультурой, плаванием.
- Ежедневно проводить с ребенком время на свежем воздухе, совершать прогулки.
- Чрезмерно общительным родителям нужно отказаться от вечеринок, шумных праздников. Лучше выделить время и провести его всей семьей на лоне природы.
- Не стоит растить из малыша чемпиона, ученого, звезду. При нормальном отношении и гармонии в семье, ребенок сам выберет занятие по вкусу и без давления извне достигнет хороших результатов.
- Существуют народные рецепты, способные успокоить нервную систему маленького ученика, но применять их нужно только после консультации с врачом.
Общайтесь с любимым чадом — между взрослыми и ребенком должно быть полное доверие. Поделившись проблемами, возникшими в школе, он значительно облегчит свое нервное состояние. Также открыто расскажет, что вызывает его недовольство в вашем поведении. Только таким образом можно найти общий язык и справиться с неприятностями. Главное — дитя не должно бояться родителей, а уважать их. Распускать и позволять все, что заблагорассудиться — тоже неправильно. Необходимо выбрать «золотую середину», комфортную для всех сторон процесса.
Профилактика астенического синдрома
Важная составляющая воспитания — создание гармоничной, приятной, комфортной обстановки. В доме не должно быть криков, скандалов, об употреблении взрослыми спиртных напитков и курении не может быть и речи.
Создание хорошей атмосферы в семье — лучшая профилактика детской неврастении
Если возникает спор — решать вопрос только спокойно, за одним столом, путем общения. Не забывайте хвалить малыша не только за отличные отметки, но и старательность. Поощрение будет мощным стимулом в преодолении трудностей в учебе.
Истощение нервной системы – это неспецифическое реагирование ЦНС, спровоцированное мультифакториальными испытаниями, которое привносит опасное лишение эмоциональности и нередко подводит к полному истощению, упадку физических возможностей. Нервная система насчитывает достаточно большое количество факторов, позволяющих обезопасить ее от подобных исходов, однако даже при таких могущественных защитных невротических структурах, современный ритм жизни, коморбидность большого количества причин может становиться провокацией подобных проявлений.
Во многом, связь истощения нервной системы и внешнего генеза проявляется и позднее подтверждается в результате исследовательских мероприятий. Возможно это можно объединить с массивными раздражителями ЦНС в теперешнее время, стремлении добиться отдыха, который не приносит истинного расслабления.
Что такое истощение нервной системы?
Истощение центральной нервной системы складывается из множества подобных терминов синонимов, которые означают тоже самое. Этот диагноз выставляется немного по-другому, т.к. это более обывательское название, но все же оно очень распространено. Болезнь эта распространена весьма широко, поскольку имеет принадлежность к невротическим формам патологии. Особенное распространение имеет в странах развитого мира, что связано с типом и уровнем нагрузок. Страны не столь развитые больше подвержены патологиям инфекционного генеза и не страдают невротическим истощением.
По данным статистических показателей истощение нервной системы поражает около четверти населения стран имеющих развитую экономику и растет в прогрессии с ниспадающей тенденцией. Имеются данные о возрастании неврозов (в числе которых и нервное истощение) более чем в 20 раз за последнюю сотню лет.
Неспецифичность симптоматических проявлений обычно подталкивает индивидов к обращению к непрофильным врачам, что утяжеляет диагностирование. Истощение центральной нервной системы должны обнаруживать семейные клиники и с этим перенаправлять к неврологу. Легкость проявлений патологии весьма сомнительна из-за значительного влияния на все сферы жизни с последующим исключением многих возможностей. Индивидуум истощается и переносит постоянные непосильные нагрузки.
Согласно классификации МКБ 10, истощение нервной системы называется неврастенией и классифицируется в подразделе расстройств характера спектральных неврозов. Номер истощения нервной системы F 48 и четко определяется посредством диагностических критериев.
Истощение центральной нервной системы имеет психогенные корни и определяется критериями по К. Ясперсу для невротических расстройств. Известны эти патологии издавна, но это не отменяет их распространения и влияния. По классификации невротическое истощение – это патология хронического разряда и длится от 3-х месяцев. Неврастения имеет свою особенность, она заключается в том, что психотравму, которая провоцирует расстройство, индивид забывает, и в этом есть некоторая трудность диагностики.
Современное общество подталкивает индивидуума к работе на износ, поскольку важно зарабатывать, чтобы потреблять. Идея о том, чтобы притормозить и передохнуть редко приходит в голову и каждый пытается ее отогнать, понимая, что в современном мире остановиться — значит погибнуть. Именно такая организация социума и подталкивает к такому возрастанию психогенных патологий. Никто не успевает побыть собой, пытаясь охватить максимум деятельности.
Истощение нервной системы у ребенка еще называется астеническим неврозом. Это патологическое состояние, основано на перенагрузке ЦНС. Оно может иметь немалое количество генезов, но наиболее распространённый — психический. Эта патология не выбирает пол и поражает одинаково регулярно как фемин, так и мужчин, мешая совершать самореализацию и жить счастливо.
Причины истощения нервной системы
Этиопатогенез истощения нервной системы многопочвенен, что связано с неспецифичностью патологии. Базой все же остаются нехватки важных вещей и лишения, например, при неспособности осознавать и выражать свои потребности.
Истощение нервной системы у ребенка может формироваться при неумении выражать эмоции или при их непринятии родителями. Это может формироваться при неприветствии родителями эмоциональности, что со временем вытесняет эмоциональное реагирование, приводя к глубинной фрустрации. При таком раскладе формируется некая патологическая форма реагирования. Истощение нервной системы у ребенка может иметь предшественником фрустрацию – восприятия недостигнутого, как непреодолимого препятствия.
Патофизиологические механизмы проявляют себя в сбое нервно-системного функционирования, по типу короткого замыкания. Но быстрого восстановления не происходит из-за преморбидных факторов и готовности к истощению. Актуально также наличие органических поражений, которые усугубляют проявления и усложняют купирование. Возможной этиологией бывает изменение кортикально-лимбического комплекса в ГМ.
Психотравма — обязательное условие для невротического истощения причем ее актуальность может определить лишь сам страдающий индивидуум, поэтому не стоит брать ее под сомнение. При этом ее наполнение может быть забыто самим человеком, но действие ее проявляется из подсознания.
Истощение нервной системы у ребенка напрямую коррелирует с силой нервной системы. Связь обратная, в плане — чем больше сила, тем меньше риск формирования психотравмы. Конституционные моменты, которые формируются врожденно также играют свою немаловажную роль, поскольку влияют на скорость и силу нервных процессов.
Факторы соматики и органики играют важную роль в причинах при их наличии. Соматические патологии, особенно влияющие на ЦНС становятся пуском для формирования истощения. Воспитание личностных качеств также может способствовать развитию истощения нервной системы, особенно когда это гиперопека, которая давит на ребенка. Акцентуации, как проявления невротических расстройств, формирующиеся и генетически и в процессе воспитания также способны сыграть не на пользу индивиду, дополнительно расшатывая ЦНС.
Факторы, которые формируют истощение нервной системы разделяются по групповой принадлежности. Форма формирования истощения зависит от группы, в которую она входит. Биологические факторы формируются на почве генетики. Это некие наследственные склонности и конституционные особенности, эта группа насчитывает болезни, которые были. Пол не столь актуален, поскольку заболевание регулярно поражает всех, возможно отличаясь лишь некими проявлениями. Возраст ближе к молодому, хотя есть тенденция и наоборот. Стрессы беременности также имеют такие последствия, а также родовые осложнения.
Психологические аспекты имеют влияние на истощение нервной системы, поскольку формируют некоторый патологический поведенческий паттерн, который и подталкивает индивидуума к невротическим расстройствам.
Симптомы истощения нервной системы
Критерии для истощения нервной системы важны, поскольку позволяют просто диагностировать и исключить осложнения. Практически непрерывающаяся слабость, сопровождаемая утомляемостью, несоответствующую уровню нагрузок. Обычно к истощению приводят не массивные радости/горести, а накопление минимальных проблем, которые все же воздействуют, непрерывно накапливаясь. Окружающее в значительной мере истощает индивидуума, поскольку защитные механизмы по неким причинам снижены. Жизнь в полноценном социуме значительно напрягает, забирая возможности к адаптированию, больные избегают малейших социальных взаимодействий.
Признаки истощения нервной системы – сильное раздражение и избегание окружающего. Свою раздражительность люди направляют в себя, стараясь подавить, что является своего рода аутоагрессией. Социальные связи постепенно теряются, поскольку общение неизменно раздражающее и утомляющее.
Признаки истощения нервной системы проявляются и со стороны организма и соматики, поскольку симпатика задействуется при истощении. Такие индивидуумы жалуются на проявления алгий, то есть болевых проявлений разного генеза. Миалгии, проявляющиеся в мышцах, гастралгии – в желудке, мигреноподобные боли, невралгии.
Еще одни признаки истощения нервной системы – это бессонницы или чувства разбитости и недосыпания, которые влекут за собой хроническое ощущение усталости. Это могут быть и ночные прерывистые просыпания, и невозможность уснуть и ранее просыпание. Чувство неспания у индивидуума, который спал всю ночь очень характерно для нервного истощения. При этом состояние сопровождается разбитостью и истощенностью, нежеланием чего-либо. Важно для выставления диагноза наличие неких психогенных факторов, например, нестабильности в семье.
Настроение низкое, вялость, пассивная подчиняемость также весьма характерны. Может быть раздражительность, вспыльчивость, вплоть до агрессивных побуждений. Характерна забывчивость, пассивность в делах, невозможность сосредоточится. Агрессивные проявления очень часто выматывают и истощают. Иногда раздражает шум, свет и все окружающее. Причем наибольший дискомфорт это приносит семейному кругу, поскольку они ничем не могут помочь.
Из-за наличия и присоединения обсессивных тенденций, индивид способен подолгу обдумывать какие-то мысли или переживать из-за какого-то незначительного повода. Это сильно выбивает его из русла бытия, вынуждая терять привычные навыки. В целом снижаются когнитивные способности, а иногда даже создается впечатление лени. Также они обычно становятся обидчивыми и плаксивыми, причем объективных причин для этого не обнаруживается.
Признаки истощения нервной системы влияют на все системы индивидуума, в частности снижается иммунная защита, что усугубляет уже явные патологии и облегчает присоединение нового спектра вирусов и иных мелких вредителей. При этом могут обостряться и давние заболевания. Наиболее поражается ЦНС, а также сердечная мышца, это связано с активацией стрессовых гормонов и с переизбытком работы сердца. ЖКТ также страдает, что связано со стрессовым уровнем выделения гормонов и ухудшением питания.
Лечение истощения нервной системы
Купирование данного заболевания варьирует зависимо от запущенности формы и потребностей, накопившихся у индивидуума. Купирование избирательно проводится в домашних условиях, амбулатории или же используются стационарные методики. Истощение нервной системы — состояние, требующее бережного ухода и подбора правильных форм купирования.
Фармакотерапия необходима на острый период, но не требует долгосрочного применения. Длится она от трехнедельного этапа до сезонного применения, но не больше. Подходящий выбор при излишней раздражительности – Бензодиазепинового ряда транквилизирующее средства: Гидазепам, Феназепам, Клозепам, Ортазепам.
Бессоница, независимо от формы, требует корректирования сна, в помощь подбирается Имован, Золпидем, Сонован, Золпиклоне.
При настроенческих патологиях, например, депрессивном снижении, применяется антидепрессивный препарат любого спектра: Аитриптилин, Пароксетин, Сертралин, Флуоксетин.
При сильно выраженных проявлениях аффекта со сложностями купирования применяются нейролептики: Тиоридазина, Еглонил, Аминазин, Тизерцин.
Прежде иных назначений нужно помнить о травяных седатиках и адаптогенах, они могут способствовать нормализации состояния: мята, мелисса, ромашка, зверобой, Адаптол, Еглонил, Елеутерокок, Эхинацея.
При аффективных включениях имеет смысл подбирать препараты нормотимики: Депакин, Депакин Хроно, Ламотрили, Ламотриджини и соли, содержащие Литий – Литосан. Бета-блокаторы для сердца и его поддержки: Анаприлин, Бисопролол.
Психотерапия отлично справляется с такими расстройствами на ранних этапах и служит хорошей поддержкой нормального состояния позднее. Актуальны практически все методики для снятия тревожности и формирования спокойного реагирования.
Неврастения у детей и у подростков пограничное заболевание с временными, обратимыми нарушениями функций нервной системы. Данное явление возникает под действием различных психотравмирующих факторов. Нервные расстройства развиваются на первом году жизни, а также в школьном возрасте чаще у мальчиков, чем у девочек и характеризуются особенными, разнообразными и динамичными симптомами.
К причинам вызывающим развитие детских неврастений относят испуг, страх от наказания, некорректное, предвзятое отношение к ним родителей и педагогов. Такие состояния являются результатом разлуки с кем-то из родителей после развода, нервные срывы бывают от того, что ребенок впервые посетил детский сад, также это касается перевода в другую школу или перемены места жительства.
Развитию невроза у ребенка способствует преобладание отдельных черт, формирующегося характера, ослабление защитных свойств организма после физиологических и телесных заболеваний, неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период вынашивания плода, наследственный фактор и т. д. При неврастении существует напряжение и срыв процессов торможения. Неврастения у детей проявляется определенными симптомами. Появляется повышенная раздражительность, плаксивость.
Больной ребенок быстро утомляется, причем одинаково как физически, так и умственно. Часто болезнь сопровождается снижением внимания, вегетососудистыми нарушениями, головными болями, сонливостью, повышенной потливостью. Возможны обмороки, снижение аппетита. Нервное истощение, может быть вызвано непосильными нагрузками, если ребенок кроме привычных школьных нагрузок, дополнительно загружен изучением иностранных языков, занятиями музыкой, спортом, занимается в различных кружках.
Дети могут быть капризными, возбужденными или наоборот вялыми, испуганными, слишком неуверенными. Причиной детских невротических расстройств является страх, пугливость. Многие дети боятся темноты, незнакомых людей. Неблагоприятно на нервной системе ребенка сказывается перенесенное инфекционное заболевание и действие токсико-химических веществ.
Проявление неврастении может быть ярким с особенными характеристиками поведения. Такие дети, как правило, слишком активны, раздражительны, подвижны, их сложно контролировать, они шумные и суетливые, не способны сдерживать эмоции. Им присущ эгоизм, повышенная требовательность к окружающим, их настойчивости сложно противостоять.
Такому ребенку родители зачастую не могут отказать в чем-либо или успокоить. Но некоторые дети наоборот, малоподвижны, впечатлительны и плаксивы. Быстрая утомляемость приводит к появлению капризности и нытья. Диагностика данного заболевания проводится на основании выводов от наблюдений родителей за поведением ребенка.
Кроме вышеперечисленных симптомов болезнь провоцирует изменение работы желудочно-кишечного тракта, случаются запоры, тошнота, возможны приступы рвоты. Сон, имеет поверхностный и кратковременный характер, с частой сменой положения ребенка. Ночная бессонница, желание играть ночью, боязнь темноты, снижение аппетита, неконтролируемое ночное мочеиспускание – это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются родители маленьких детей, страдающих неврастенией.
Часто малыши закатывают истерики и их сложно остановить, такие ситуации возникают внезапно в магазине, когда ему хочется купить игрушку или дома когда его невозможно заставить обедать. Трудно справиться с подростком, у которого уже формируется свое видение окружающего мира, здесь без помощи психолога не обойтись, к сожалению, многие родители редко обращаются к профессионалам, и напрасно, самостоятельно решить такие проблемы практически нельзя.
Как устранить неврастению у детей?
В некоторых случаях для уточнения диагноза врач назначает проведение обследования всех органов и систем больного ребенка путем лабораторных, электрофизиологических методов. В процессе лечения главной задачей является устранение причин и снижение психической и физической нагрузки.
В восстановительный период необходимо изменить интенсивный режим учебы и больше времени отводить на отдых. Любое занятие должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Приветствуются прогулки на свежем воздухе перед сном, аутогенные тренировки.
Нужно позаботиться о сбалансированном питании богатого витаминами. Если возможно, то лучше всего сменить обстановку, например, вместе с семьей провести несколько дней на природе. Полезно применять психотерапевтические методы, способствующие нормализации работы нервной системы, действующие успокаивающе.
Например, можно наблюдать за красивыми, разноцветными рыбками в аквариуме и прослушивать мелодичное музыкальное произведение. Родители обязаны создавать в доме спокойную атмосферу, сдерживать свои эмоции. Для этого существует множество способов, необходимо терпение и соблюдение рекомендаций специалистов.
Иногда родители вдруг понимают, что кричать на ребёнка, особенно если у него синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), — бесполезно. И наоборот, малейший фоновый шум его отвлекает.
Незрелость головного мозга и информационные перегрузки неизбежно приводят к крайнему истощению нервной системы новых детей.
Наш соотечественник, Иван Павлов в 1904 году в своей нобелевской речи сказал, что: «всему, чего я достиг в науке, обязан тем, что стоял на плечах моего великого учителя Николая Введенского».
Если коротко об их открытии, то при выраженном истощении нервной системы наблюдается необычная реакция »наоборот». А именно — «уравнительная» и «парадоксальная» фазы.
ПАРАБИОЗ Н.ВВЕДЕНСКОГО
Обычная реакция нервной системы ребёнка
Обычная реакция, это когда: чем сильнее стимул, тем сильнее реакция . Но, в какой-то момент, при дальнейшем усилении стимула нервная система перестаёт адекватно реагировать .
А при дальнейшем истощении нервной системы возникает обратный эффект.
Уравнительная фаза в деятельности мозга
Это когда как сильный, так и слабый сигналы воспринимаются одинаково как слабый.
Полное истощение. Всё, ’’батарейки сели». Учителя говорят: «кричать на него бесполезно», «что в лоб, что по лбу», «как об стену горох».
Парадоксальная фаза – запредельное истощение
Идёт дальнейшее, уже запредельное истощение. Истощение нервной системы, которое внешне в поведении вашего ребёнка выглядит как возбуждение, истерика, гиперактивность.
Парадоксальная реакция. Сильный сигнал воспринимается как слабый, а слабый как сильный. Такая вот «перевёрнутая» реакция.
Родители знают, что кричать на ребёнка в таком состоянии — бесполезно. Он как бы «не слышит». Зато наоборот, спокойный, негромкий голос отлично воспринимается ребёнком. Правда, в этот момент на уроке малейший шум очень отвлекает ребёнка.
Парадоксальная реакция на действие некоторых лекарств.
Именно у таких детей родители и врачи отмечают противоположную, парадоксальную реакцию на лекарственные препараты. Это симптом крайнего истощения нервной системы. Валериана возбуждает, а ноотропил, наркотикоподобные стимуляторы типа риталин, страттера – успокаивают.
Кстати, подобную реакцию нервной системы впервые описал гениальный канадский физиолог Ганс Селье, автор теории стресса . Описал характерную кривую, вошедшую в историю науки как «Кривая Селье». (Смотрите выше).
В стадии крайнего истощения наблюдаются обратные, парадоксальные биохимические реакции организма. То есть, это общебиологический феномен фундаментального характера.
(Кстати говоря, именно в этот период отлично действуют гомеопатические препараты). .
Кратковременные выключения внимания
Новые дети имеют регулярные кратковременные выключения сознания. Внешне ребёнок как бы застывает, взгляд устремлён «в никуда». Причём изнутри для них такие выключения незаметны. В метафоре «биокомпьютер» ситуация напоминает нажатие кнопки «reset», то есть быстрая пере В этот момент мозг ребёнка отдыхает и восстанавливает силы.
Пара таких выключений на уроке во время прохождения нового материала и ребёнок, потеряв нить повествования, перестаёт понимать о чём речь.
Подробнее об этом в трёх коротких видеолекциях Владимира Пугача