Гиперактивность у ребенка 5 лет симптомы и лечение
Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?
Что такое гиперактивность
Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.
Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.
СДВГ — синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности Признаки СДВГ
Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.
Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:
- Дефицитом внимания.
- Импульсивностью.
- Гиперактивностью.
Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.
В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.
Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет
Проявления дефицита внимания:
- Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
- У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
- Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
- Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
- Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
- Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
- Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
- Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
- В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
Проявления импульсивности и гиперактивности:
- Ребенок часто встает с места.
- Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
- Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
- Ему трудно участвовать в спокойных играх.
- Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
- Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
- Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
- У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
- Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.
Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
Детская гиперактивность проявляется в неспособности усидеть на месте Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте
Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.
У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:
- Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
- Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
- Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
- Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
- Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
- Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
- Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ СДВГ или характер?
Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.
В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:
- После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
- Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
- Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
- Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
- Быстро осваивает понятие «нельзя».
- Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
- Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Причины гиперактивности детей
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.
СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству Что делать
Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.
Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.
Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом
Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.
Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:
- Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
- Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
- Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра Мнение Комаровского
Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.
Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.
Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:
- При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
- Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
- Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
- Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
- Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
- Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
- Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
- Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
- Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
- Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.
Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.
О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.
Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?
Что такое гиперактивность
Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.
Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.
СДВГ — синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности Признаки СДВГ
Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.
Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:
- Дефицитом внимания.
- Импульсивностью.
- Гиперактивностью.
Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.
В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.
Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет
Проявления дефицита внимания:
- Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
- У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
- Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
- Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
- Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
- Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
- Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
- Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
- В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
Проявления импульсивности и гиперактивности:
- Ребенок часто встает с места.
- Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
- Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
- Ему трудно участвовать в спокойных играх.
- Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
- Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
- Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
- У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
- Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.
Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
Детская гиперактивность проявляется в неспособности усидеть на месте Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте
Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.
У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:
- Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
- Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
- Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
- Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
- Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
- Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
- Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ СДВГ или характер?
Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.
В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:
- После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
- Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
- Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
- Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
- Быстро осваивает понятие «нельзя».
- Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
- Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Причины гиперактивности детей
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.
СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству Что делать
Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.
Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.
Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом
Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.
Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:
- Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
- Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
- Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра Мнение Комаровского
Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.
Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.
Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:
- При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
- Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
- Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
- Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
- Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
- Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
- Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
- Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
- Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
- Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.
Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.
О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.
Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.
Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.
Содержание
- 1 Что такое гиперактивность?
- 2 Отличие гиперактивности от активности
- 3 Причины
- 4 Провоцирующие факторы
- 5 Симптомы
- 6 Разновидности
- 7 Возможные последствия
- 8 Диагностика
- 9 Лечение
- 10 Игры с гиперактивными детьми
- 11 Питание
- 12 Гиперактивность в школьном возрасте
- 13 Полезное видео о воспитании гиперактивных детей
- 14 Симптомы гиперактивности у ребенка
- 15 Гиперактивный ребенок. Что делать?
- 16 Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?
- 17 Признаки гиперактивности
- 18 Причины гиперактивности
- 19 Диагностика сдвг
- 20 Как растить ребенка с гиперактивностью
- 21 Правила для родителей
- 22 Медикаментозная терапия для лечения сдвг
- 23 Диета при лечении гиперактивности
Что такое гиперактивность?
Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.
Для него характерны следующие нарушения:
- импульсивность поведения;
- значительно повышенная речевая и двигательная активность;
- дефицит внимания.
Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.
Отличие гиперактивности от активности
Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.
Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.
Причины
Причины гиперактивности могут быть разными:
- преждевременные или осложненные роды;
- внутриутробные инфекции;
- влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
- плохая экология;
- стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
- наследственная предрасположенность;
- несбалансированное питание в период беременности;
- незрелость центральной нервной системы новорожденного;
- нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
- завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
- нарушения пуринового обмена у малыша.
Провоцирующие факторы
Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →
Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.
Симптомы
Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:
- беспокойство;
- неусидчивость;
- задержка развития речи;
- раздражительность и плаксивость;
- плохой сон;
- упрямство;
- невнимательность;
- импульсивность.
У новорожденных
На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.
У детей в 2-3 года
Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.
Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.
Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.
С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.
У дошкольников
Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.
У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.
Разновидности
Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:
- выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
- не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
- не слушает собеседника;
- не реагирует на замечания.
Гиперактивность без дефицита внимания
Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.
Гиперактивность с синдромом дефицита внимания
Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:
- не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
- бросает начатое дело, не закончив его до конца;
- внимание избирательное, неустойчивое;
- небрежность, невнимательность во всем;
- не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.
Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.
Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.
Возможные последствия
В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.
У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.
Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.
Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.
Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:
- склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
- суицидальные наклонности;
- неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
- отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
- забывчивость, частые потери нужных вещей;
- отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
- суетливость, многоречивость, раздражительность;
- утомляемость, плаксивость.
Диагностика
Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.
Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.
Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.
Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.
Также важны лабораторные методы:
- определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
- биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
- общий анализ крови для исключения анемии.
Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.
Лечение
Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.
Просветительская работа
Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.
Изменение условий
Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.
Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.
С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.
Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.
Что нельзя делать родителям:
- постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
- унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
- постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
- запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
- давать слишком сложные задания;
- требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
- выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
- приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
- применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →
Медикаментозная терапия
Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.
Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.
Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.
Игры с гиперактивными детьми
Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.
Эффективно чередование спокойных настольных игр — лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми — бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.
В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.
Питание
Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.
Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.
Гиперактивность в школьном возрасте
Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.
Проблемы с учебой
Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.
Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.
Проблемы с одноклассниками
Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.
Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.
Автор: Ольга Щепина, врач,
специально для Mama66.ru
Полезное видео о воспитании гиперактивных детей
Новости партнеров
Симптомы гиперактивности у ребенка
Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!
Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:
- задержка речевого развития;
- обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
- хаотичные движения, «моторная неловкость»;
- чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
- невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
- частый переход от одного незавершенного дела к другому;
- вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
- головные боли, появление фобий (страхов);
- плохой сон.
Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.
Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:
- Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
- Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
- Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.
Гиперактивный ребенок. Что делать?
Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.
Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:
- занятия с психологом и логопедом. Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
- запрет участия в соревновательных играх. Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
- сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
- поведенческая коррекция. В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
- семейная психотерапия. Налаживание спокойной атмосферы в семье;
- медикаментозная терапия. Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.
Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?
Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.
- Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
- Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
- Просьбы к ребенку обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
- Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.
Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.
Нужна ли вам видеоняня или достаточно радио? Предлагаем ознакомится в видеобзоре TEST.TV: все для детей.
Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.
Головной мозг гиперактивного ребенка образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.
Признаки гиперактивности
Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:
- Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
- Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом впадет в истерику. Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
- С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
- Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
- Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
- Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
- Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
- Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
- Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
- СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
- Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
- Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.
Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».
Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы .
Причины гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.
Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.
Диагностика сдвг
Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.
Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.
Как растить ребенка с гиперактивностью
Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.
Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:
- Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
- Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
- Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
- Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
- Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.
Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.
Правила для родителей
Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. Игры, сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.
В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.
Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.
Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.
Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.
Медикаментозная терапия для лечения сдвг
Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после применения этих препаратов. В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.
Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.
Диета при лечении гиперактивности
Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.
Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.
Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.